Отчеты

На недельку, до второго...

 не ищу приключений...
 Они меня находят сами!"

Часть 1. Ещё не приключения, но все равно тревожно.

Идея поездки родилась спонтанно. Во-первых, я никогда ещё не совершал поездок в марте, в самом начале межсезонья. Во-вторых, все свои дни рождения, исключая только срочную службу, встречал дома. В-третьих, надо было сделать машине ТО, которое я теперь делаю в Костроме. Да и ещё была куча поводов поехать в это время, впрочем, как и доводов, чтобы этого не делать. Но я всё равно поехал.  План поездки был составлен загодя, но ещё до начала поездки пришлось его основательно ломать. Этот процесс продолжался с той или иной степенью основательности до предпоследнего дня.
  Уже за несколько дней до отъезда все было готово к старту дорожкой непрямой, да в Вологду. Но, при проверке машины я решил рассмотреть поподробнее содержимое расширительного бачка. И тогда, в ужасе от увиденного, сразу же поменял и маршрут и конечный пункт. И вместо Вологды отправился в Кострому, предварительно согласовав с автосервисом свое прибытие на три дня раньше запланированного. Вечер перед отъездом я провел у компьютера, собирая телефоны эвакуаторов вдоль пути следования, рассчитывая суммы затрат на эвакуацию и изучая информацию о возможных симптомах и рисках при наличии подобной неисправности. И тогда же решил ехать не спеша, по возможности размеренно и как можно меньше делать остановок в пути. Авось, доеду.
  Здесь следует отступить от рассказа и вернуться на восемь месяцев назад, когда я, радуясь очередному отпуску и  новой встрече с Севером  по обширной программе, перегрел двигатель уже на третьей сотне более чем шеститысячного пробега, запланированного на этот самый отпуск.
  Вина в этом лежала не только на мне, но и на криворуких работниках автосервиса и приемщике, которого дернул чёрт сказать мне, что машину сделали "как себе". Перегрев двигателя вызвал ремень помпы,  слетевший именно в тот момент, когда я, щурясь от яркого встречного солнца, напряженно разглядывал дорогу впереди, стараясь не пропустить поворота на Гаврилов-Ям. И уже за поворотом узрел залипшую глубоко в красном секторе стрелку указателя температуры. Ремень мне помог надеть остановленный мною водитель грузовика из Гаврилов-Яма. Он же указал мне на отсутствие одного болта в креплении шкива помпы. Неумение сервисменов нормально закручивать болты и гайки аукнулось мне полуотвалившейся защитой картера уже в Архангельской области. Знай я, чем обернется дальнейшее путешествие - в ту же секунду повернул бы обратно, на сервис и заставил бы халтурщиков все проверить и заменить. Но "Ходит птичка весело по тропинке бедствий, не предвидя для себя никаких последствий." Закончилось все тремя ремонтами - в Петрозаводске, Медвежьегорске, Мончегорске и ещё двумя - в  Кандалакше, потерей внушительной суммы денег, остававшейся ещё одной недели отпуска и, самое главное, того тонуса, что заставляет меня двигаться в известном направлении. А машина после ремонтов бегала с тайной двух прокладок ГБЦ (вместо одной).  
  Итак, ранним утром двадцать четвертого марта, за два дня до своего пятидесятипятилетия,  я отправился в Кострому, в страшном напряжении ежеминутно ожидая поломки и прикидывая сумму, которую предстоит отдать за эвакуацию. Однако, верстовые столбы сменяли друг друга, а машина все так же весело катила по дороге. Остались позади Пушкино, Сергиев Посад, Переславль. И напряжение стало потихоньку отпускать. Остановился в Ростове на заправку и вновь испытал неприятные ощущения, когда заведя машину увидел, как из выхлопной трубы повалил густой белый дым. Впрочем, успокоил я себя, две трети пути я уже проехал. Как-нибудь доеду оставшееся; ну, а если будет совсем плохо - на то есть эвакуатор... До сервиса в Костроме я доехал.
  Заехав на сервис, я первым делом открыл капот и показал механику расширительный бачок. Антифриза в нем уже не было - весь объем занимала почти черная масляная эмульсия. Механик позвал хозяина и показал ему бачок. Они многозначительно переглянулись. Ремонт обещал быть долгим. Я позвонил хозяйке наемной квартиры, где собирался устроиться только двадцать седьмого. К счастью, у неё оказалась свободной другая квартира. Муж хозяйки заехал за мной на сервис и отвез на квартиру в микрорайон Давыдовский, где-то на самой окраине города. Там, устроившись и оставив вещи, я отправился на маршрутке в центр города - осматривать не осмотренные в прошлые приезды достопримечательности.
 Первым был посещен Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь, на пути к которому мне удалось запечатлеть собаку, "охранявшую" памятный бюст дважды героя маршала Новикова, а точнее пригревшуюся на весеннем солнышке у его подножья.

Из всего монастыря удалось посмотреть только кафедральный собор с приделами. Больше никуда не пускали. Затем окольными путями я добрался до набережной, неоднократно рискуя быть окаченным машинами, проносящимися по улицам, залитым талой водой. Сама набережная особого впечатления не произвела, за исключением когда-то парадного въезда в Кострому со стороны Волги - обелиска Московской заставы. Сейчас же обелиск служит воротами, через которые можно подъехать к плавучему ресторану. В ресторан я не пошел, а полюбовавшись Волгой под еще не растаявшим льдом, отправился в сторону центра - вверх по улице Молочная гора.

 Обнаружив небольшой сквер, который оканчивался памятником Сусанину, я присел на одну из лавочек и некоторое время блаженствовал под ярким и теплым мартовским солнцем, лениво оглядывая всё вокруг и сравнивая себя с давешней собакой у бюста дважды героя. Закончилась же прогулка обедом в кафе "Рога и копыта" с сидящими и стоящими в витринах персонажами "Двенадцати стульев" и "Золотого теленка". Очень мне нравится тамошний суп-пюре из фенхеля. На квартиру я вернулся на маршрутке, номер которой умудрился не забыть. И слава богу, что остановка была конечной - иначе немудрено было бы заблудиться в мешанине похожих многоэтажек микрорайона. Купив кое-каких продуктов в магазине неподалеку, я устроился у телевизора в ожидании звонка из автосервиса.
 Позвонили мне довольно поздно и первым делом попросили навсегда забыть дорогу в тот сервис в Кандалакше, где мне ставили блок цилиндров. Также разрешилась тайна двух прокладок ГБЦ - при ремонте головку блока "прошлифовали" так, что с одной прокладкой двигатель бы работать не смог. Фрезеровщик, которому отнесли головку долго ругался, но все же сделал всё, как надо. За машиной велено было приходить завтра утром.

Часть 2. Приключения начинаются, хотя я думаю, что они остались позади.

Утром, забрав машину и расплатившись с сервисом, я отправился в Вологду маршрутом через Сусанино - Буй - Любим - Грязовец. Дорога местами была преизрядно разбита, о чем меня предупредили на сервисе. И на десять километров длиннее дороги через Ярославль. Но зато на этом пути мне встретились Красный Слон и Михаил Архангел. Не подумайте, что я спятил - просто вот такие тут есть дорожные указатели. Проехал я и мимо Сусанино, о чем впоследствии немного пожалел. Как выяснилось чуть позже - грачи уже прилетели и можно было попытаться "нарисовать" фотоаппаратом известную картину.  По Бую и Любиму особо не плутал, полагаясь на дорожные знаки, а в их отсутствии - на интуицию. Завершилась эта непрямая дорожка в Пречистом, где я выехал на трассу "Холмогоры".  У Грязовца по традиции заправил машину и пообедал на лукойловской заправке и, наконец-то, сфотографировал памятник Вологодским водителям.

И неспешно покатил в Вологду, остановившись за постом ГАИ - в кои-то веки решил заехать в Вологду нетрадиционным маршрутом. Указатель гласил - "Улица Конева", а в дорожном атласе, в списке улиц такая улица отсутствовала. И лишь ползанье по карте с лупой помогло найти несоответствие - в атласе она была улицей Маршала Конева. Дело клонилось к вечеру, когда я прибыл на арендованную квартиру, где меня уже ждали. 
  А наутро меня ждал подарок ко дню рождения - новенький навигатор. И, в очередной раз поменяв планы, мы отправились в Тотьму. Ни Лось-камня, ни гейзера, что на полпути от Тотьмы до Великого Устюга мы в этот раз увидеть бы не смогли - не сезон. Была задумка пробежаться по Тотьме и на обратном пути заехать в Кадников. Но меня вновь нашли "приключения". Вначале навигатор уверенно и бодро вывел нас из Вологды на трассу "Холмогоры" (той дорогой, которую я и сам хорошо знал). День начинался замечательно - ярким солнцем и синим небом, по дороге ехалось легко, на одном дыхании.  У поворота на Тотьму я остановился, чтобы попробовать отметить точку в навигаторе. И вот тут-то они меня снова нашли. "Приключения", чтоб им!
  Сначала я заметил легкий парок над радиатором и, конечно же, заинтересовался, откуда он. Оказалось, порвался под хомутом шланг системы охлаждения инжектора. Плевое дело - через пять минут обрезанный шланг был натянут на свое место и закреплен заново. И я спокойно поехал дальше. Где-то через сотню километров, когда пришлось плестись за автобусом и грузовиком по разбитой дороге, я снова обратил внимание на парок из-под капота. Чертов шланг снова лопнул в том же самом месте, причем напрочь. И горячий антифриз тонкими струйкам весело брызгал на подкапотное пространство. Уже более напряженно я обрезал шланг и снова закрепил его на месте. Но теперь он был сильно натянут и упирался в острое ребро какого-то элемента двигателя. Пришлось найти кусок поролона и проложить его между шлангом и ребром. Мысли же мои теперь потекли в направлении поиска ближайшего сервиса.
  Въехав вскоре в Тотьму я сразу же стал искать какой-нибудь автосервис. В первом мне в помощи отказали. Хорошо, хоть сказали, что есть ещё один сервис - на Советской. Сервис этот я нашел с первой попытки. И сначала механик даже взялся поменять шланг на армированный. Я загнал машину на яму, но через десять минут механик вышел и сказал, что поменять шланг не удастся - мол, двигатель инжекторный и он не сможет его снять и закрепить в нижней точке. Взамен, отметив, что шланг рвется именно под хомутом из-за натяга, он сейчас соединит старый шланг с куском другого с запасом по длине, через латунную трубку - и все будет хорошо. С этой работой механик справился быстро, и мы отправились смотреть тотемские музеи и церкви.
  Церкви там похожи на парусники, а в церкви Входа в Иерусалим находится музей мореходов.

И это в городе, от которого до моря не менее восьмисот километров! Впрочем, стоит только почитать историю Тотьмы... После музея мы отправились в Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня сиял новой краской стен и оконными решетками, но это только снаружи.

 Внутри же собор представлял собой самые настоящие руины. Посетили мы и фонды хранения, где в изобилии были представлены старинные прялки, самая разная кухонная утварь, изделия из бересты... Да чего там только не было! Подумалось даже: случись вселенская катастрофа, у тех кто рядом с музеем будет на чем строить новую жизнь. Вот только бы знать, как всем этим пользоваться.
  Из монастыря мы выехали по заснеженной дорожке, но проехать мне было суждено немного. Привычно скользнув взглядам по указателю температуры, я увидел, как стрелка просто летит к красной черте. Заглушив машину, я обреченно открыл капот. Так и есть! Старый шланг снова лопнул под хомутом.  Из шланга напористо лился горячий антифриз, прямо на глазах проедая в укатанном снегу солидную дыру. И снова - обрезать шланг, натянуть на трубку, завернуть хомут. Правда, теперь пришлось искать магазин, где можно было бы купить антифриз. Хорошо, что такой магазинчик нашелся неподалеку. Дорогу к нему мне объяснили местные ребята, несколько запутанно, так что мне пришлось дважды обойти вокруг, прежде, чем я смог попасть в магазин. Долив антифриз я вновь отправился на сервис. И вновь механик отказался менять шланг. И уговорить его никак не удавалось. Тогда было найдено компромиссное решение - не зажимать шланг хомутом, а приклеить его к латунной трубке герметиком. После чего я немного погонял двигатель, чтобы герметик побыстрей схватился, а механик обмотал шланг медной проволокой для лучшего распределения прижима и уже проволоку слегка прихватил хомутом.
-Чтобы не раскручивалась проволока, - подвел итог своей работы механик.
На всякий случай я записал телефон эвакуатора, услуги которого предоставлял этот же автосервис. И мы отправились в обратный путь в Вологду. Как ни странно, я почти не переживал по поводу благополучного возвращения. опасаясь только одного - как бы шланг не лопнул внизу, в месте его крепления к двигателю. Зато всю полноту переживаний до самого возвращения в Вологду испытывал на себе штурман. За что и был наказан гаишниками уже в самой Вологде - за непристегнутый ремень. И как только они умудрились рассмотреть в темноте, да через грязное лобовое стекло? Мои ссылки на то, что у нас проблемы с машиной, не разжалобили их - посмотрели, посочувствовали, дали несколько ценных советов и выписали штраф в двести рублей.  Вскоре мы подъехали к дому и отправились в магазин, где купили небольшой тортик. Вот так и прошел мой день рождения, отметить который было решено следующим вечером, уже в Костроме.
Утром вновь были отринуты старые планы и принято решение посетить Спасо-Прилуцкий монастырь. А потом уже ехать в Кострому. Ехать до монастыря вроде было недалеко, но пришлось простоять почти сорок минут в колонне машин у железнодорожного переезда, за которым и виднелись стены и башни монастыря. И то, переезд не открылся, а вышла из будки тетка-железнодорожница и махнула в нашу сторону - проезжайте. Для встречной колонны переезд остался закрыт. Поэтому мне не удалось свернуть на стоянку у монастыря, въезд на которую был загорожен здоровенным джипом, стоящим во встречной колонне. Пришлось проехать до конца колонны и свернуть на стоянку возле магазина, в метрах двухстах от монастыря. Оттуда мы прошли через детскую площадку ко входу в монастырь. А по пути были облаяны здоровенной собакой на цепи. Мы уходили все дальше, а он тянулся к нам, пытаясь порвать цепь. А потом переключился на другого человека, который шел за нами.
В отличии от Спасо-Суморина монастыря, с которым Спасо-Прилуцкий связан не только названием, все строения были в прекрасном состоянии. Неплохо смотрелась и деревянная Успенская церковь.

 Погуляв по монастырю и по его крепостной стене, мы направились к машине, пройдя мимо дремлющего на лавке пушистого кота.

А давешний пес мирно дремал на усыпанном опилками утоптанном снегу, и не обращал на нас абсолютно никакого внимания, хотя мы и провоцировали его. Видимо, или его служебное время окончилось или же он знал, что хозяева сейчас на него не смотрят.

С тем мы и отбыли в Кострому.
  Где-то на границе Вологодской и Ярославской областей меня настигло очередное приключение, на сей раз забавно-приятное. Отпустив машину под горку, я превысил разрешенную скорость и был остановлен гаишником
- Вы торопитесь! Пройдите, пожалуйста,  к машине. Для оформления.
  И я отправился к машине ДПС с тонированными стеклами. До меня ими была остановлена потертая Газель, водителя которой сейчас оформляли, и я преизрядно удивился, услышав из салона женский голос.
  -И с каких это пор потертые Газели стали водить женщины,- подумал я и  в тот же момент вспомнил, что не заглушил двигатель в своей машине. Опасаясь перегрева, но и не желая терять ни минуты времени, я сунул свои документы гаишнику и побежал поворачивать ключ зажигания. Когда же стал возвращаться к машине ДПС, оттуда вышла девушка-полицейский и, протягивая мне документы, сказала: "С прошедшим Вас днем рождения! Можете ехать, но не торопитесь сильно". Несколько секунд я стоял, как пораженный громом, а потом не нашел ничего лучшего, как спросить: "Я могу ехать?" Поразительно... А ведь могли по случаю прошедшего дня рождения и в трубочку попросить подышать. Вернувшись в свою Ниву я бросился искать шоколадку, но их у нас не было. Тогда-то и вспомнилось про тортик, стоявший на задней полке. Я взял его и понес девушке, но та отказалась взять торт, сказав: "Старшему". Тогда я сунулся в машину и отдал тортик старшему: "Это не взятка! Просто скушайте за мой день рождения." Да, такого приключения у меня ещё ни разу не было!
  По приезде в Кострому на сервисе мастер заменил шланг за десять минут, даже не сливая антифриз. Вот что отличает профессионала от подмастерья. А причин постоянных обрывов шланга было две. Первая - все остальные шланги радиатора были заменены на новые, вторая - из-за неисправного клапана крышки радиатора в системе создавалось избыточное давление, которое новые шланги выдерживали не раздуваясь. Ну и, наверное, свою роль сыграла масляная эмульсия, циркулировавшая в системе охлаждения.
  А тортик мы купили новый. В супермаркете, неподалеку от арендованной квартиры. И, наконец,  все-таки отметили день рождения, как и полагается, с завершающим чаем.


Часть 3. "Плохие" приключения окончились. Появилось несколько забавных эпизодов.

Наутро следующего дня планы вновь поменялись. Изначально этот день был предназначен для поездки в город Плес с возвращением опять-таки "дорожкой непрямой". Но, памятуя о давешних проблемах и опасаясь возникновения новых, пришлось выбрать дорожку попрямее и понаезженней. По крайней мере, в начальной части пути. И мы отправились в город Гаврилов-Ям по шоссе Кострома-Ярославль. И снова погода была отменно весенней, солнце улыбалось с неба, небо сияло густой синевой, снег поодаль от дороги сверкал чистым серебром. Машина весело катила по дороге и, в который уже раз, я вздрогнул и бросил взгляд на стрелку спидометра, завидев стоящую впереди на пригорке машину ДПС.
- Семён Семёныч!.. Опять купился, - машина-то ненастоящая, макет. А всё равно - каждый раз неожиданно.
Свернули на Гаврилов-Ям и снова решили проверить навигатор. Попробовали улицу Ленина, но навигатор такой не знал, а выдал улицу Лермонтова. Ну, Лермонтова, так Лермонтова. Вывел навигатор точно на заданный дом, но по пути почему-то увел с наезженной дороги каким-то дворами с нерастаявшим ещё снегом, выведя вновь на главную дорогу возле переезда. Видимо, тот путь был более коротким. После чего поехали к музею ямщика, что стоит на горке за рекой, если ехать в город со стороны шоссе "Холмогоры". На наше несчастье музей оказался закрытым, а в соседнем Доме то ли пионеров, то ли культуры никто ничего не знал. Так и походили вокруг музея, выполненного в виде стилизованного возка с кучером-Буратино на козлах.

А заодно нашли и рай на Земле, правда, только районного Гаврилов-Ямского масштаба.


Из Гаврилов-Яма поехали в село Великое - посмотреть ансамбль местных церквей

да сфотографировать названия местных магазинов, весьма затейливые, на мой взгляд. В Великом я обнаружил стенд, на котором прочитал о том, что здесь будет установлена копия знаменитой Ломоносовской мозаики "Полтавская баталия" и о том, что "Праздник «Первая Победа» проводится в рамках образовательного Проекта «Первая Победа», посвященного 300-летию храма Рождества Богородицы – памятника духовной культуры Земли Ярославской." Торжества намечены на июль 2012 года. Обошли мы и впечатляющий ансамбль церквей, которые реставрируются. Позже ко мне подошел местный дедок и завел обычную в таких случаях беседу. Мы немного поговорили и я сделал вид, что собираюсь свернуть разговор. Тут же и последовала просьба дать пять рублей. Очень скоромная сумма. В других местах меньше десятки не просили. Десятку я деду и вручил. Потом мы зашли в магазин "Наш"

и купили вкусных пирожков с капустой и с ягодами, порекомендованных продавщицей. После чего попили чаю в машине, которую я поставил на край рукотворного сугроба в центре площади, под неодобрительными взглядами тетки, стоящей рядом с дверью другого магазина, расположенного в церковной стене. И поехали далее намеченным маршрутом, включавшим в себя довольно "дикий" и малолюдный участок между Писцово и Нерехтой.
Во время подготовки к поездке я читал про эту межобластную второстепенную дорогу совершенно противоположные отзывы. От полной невозможности проехать, до "ничего себе так дорога". С машиной все вроде было в порядке и я решил, что проехать мы должны без проблем. Однако, в Писцово остановился у машины ДПС.
- Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, смогу ли я проехать в Нерехту?
- Ну, на Вашей-то машине..., - отозвался гаишник, глянув на Ниву.
- Стоп, стоп! Я, когда слышу такие слова, сразу же поворачиваю обратно! А на других машинах туда можно доехать?
- Ну, мы же на классике туда ездим, особенно зимой. Там зимник.
- Спасибо. Теперь совсем другое дело!
Далее гаишник рассказал мне о том, как проехать, и мы отправились дальше. На навигатор надежды не было - он упорно отказывался признать дорогу, по которой мы двигались вперед, к границе областей, и постоянно пытался завернуть нас назад, на более чем стокилометровый объезд. По выезде из Писцово мы двигались по неплохой асфальтовой дороге почти до самой границы. Здесь чудесный асфальт отворачивал направо, а в нужном направлении уходила в горку прикатанная снежная дорога, пересекающая невдалеке границу областей. По ней мы и покатили, сначала остановившись наверху, чтобы полюбоваться окружающим пейзажем на белоснежном фоне.

 Дорога была вполне проезжая и ухоженная, но навигатор упорно продолжал гнуть свою линию, то и дело рекомендуя повернуть и развернуться в обратном направлении. Так мы доехали до деревни Поемечье, где чистейшая вода тающего снега то и дело плескалась из луж на лобовое стекло. Поемечье поразило большим количеством молодых женщин с колясками, встречавшихся на всем пути сквозь деревню. У последних встреченных на краю деревни я спросил про дорогу на Нерехту, поскольку никаких указателей на Т-образном перекрестке не было. Следовать же логике общего направления не всегда бывает правильно - вполне можно уехать куда-нибудь в тупик.
Дорога же продолжала оставаться малолюдной и чистой, хотя видно было, что здесь ездят куда чаще, чем со стороны Писцово. Через несколько километров навигатор, наконец-то, милостиво разрешил следовать той дорогой, которой мы уже давно ехали. После чего встретилась стела птицефабрики с приглашением на недорогие обеды,

но за обедом надо было ехать в сторону и мы отправились дальше. Нерехту проехали насквозь по указаниям навигатора и остановились только при выезде - зафиксировать въездной знак и полюбоваться плакатом-призывом от местного ГАИ. И на закате дня вернулись в Кострому.
  На следующее утро погода испортилась - солнце закрыли серые тучи, похолодало и задул неприятный холодно-влажный ветерок. И вновь изначальные планы поменялись - на этот день планировался кольцевой пробег с посещением по дороге города Плёс. Однако я решил отменить кольцо, чтобы посвятить больше времени пешей прогулке, а также меня все не оставляло беспокойство за машину. И мы отправились в левитановский Плес, вновь ведомые другом-навигатором. Ехать было недалеко и я ехал не спеша. Низко висящие тучи иногда задевали верхушки окружающего дорогу леса, обращаясь в серый туман. Этот же туман напрочь скрыл трубы Волгореченского трубного завода, так что в черту города я вкатился неожиданно. Затем навигатор провел нас через Приволжск, прося принять то правее, то левее, и вскоре мы катились по дороге к Плёсу. Прямая дорога, ведшая к Плесу в городе начала петлять. Сначала она поднималась в гору, а потом, резко пошла вниз - к набережной. Здесь, возле торговых рядов мы оставили машину и отправились на прогулку по городу.
  Сначала было решено взобраться на Соборную гору, чтобы увидеть Плес с высоты,

а заодно и сфотографировать названия улиц, которые редко где встретишь. И мы отправились по улице Горького, обходя Соборную гору понизу. Вначале улица шла вдоль Волги, а потом повернула перпендикулярно ей. Дворы по правую сторону улицы представляли собой круто поднимающиеся вверх участки, на большинстве которых стояли новые шикарные дома с открытыми террасами или с большими беседками. Вначале мы решили, что это - те же гостевые, сдаваемые в наем дома, как и те, что находятся непосредственно на самой набережной Волги. Но позже, в разговоре с продавщицей магазина, выяснилось, что дома эти принадлежат москвичам, которые приезжают сюда на отдых. А всю остальную часть года эти дома попросту пустуют. Зато часть старых купеческих домов вдоль набережной нынче стали новоявленными частными гостиницами, с немалой посуточной ценой. Впрочем, место и спрос вполне позволяют ставить такие цены.
  Вот так, переходя от дома к дому мы добрались до улицы Спуск Горы Свободы, где частные дома сменились одноэтажными музеями. И по "Спуску" поднялись вверх, к воротам, открывающим вход на Соборную гору. На самой горе расположены Успенский собор и напротив него - ныне ремонтируемое здание бывших Присутственных мест. А виды с вершины горы открылись нам замечательные.

И это несмотря на пронизывающий сырой ветер, мокрый снег под ногами и грустное серое небо. На вершине горы мы провели долгое время, обойдя по дорожкам её всю и часов не наблюдая. А затем спустились вниз по узкой и крутой улочке и вернулись к машине.
  Пришло время обеда и мы отправились на поиски какого-нибудь открытого кафе. Но сначала проехались налево вдоль набережной, посетив памятник кошке,

посмотрели на причалы , дома и дебаркадеры. Вывеска на одном из домов меня особо не удивила - ну, подумаешь, "Дебаркадер" на суше. В таком-то краю название это уместно. Однако штурман обратил мое внимание на настоящее написание, которое я умудрился прочесть правильно не то с третьего, не то и вовсе с четвертого раза!

Ну, что ж - у художников свои причуды. Возможно, и сам Левитан был не чужд подобным экзерсисам. Но мне в это не особо верится. Пообедали мы в каком-то небольшом четверть-подвальном кафе неподалеку от Плесского "Яхтъ-клуба".
  И затем отправились на поиски Музея Пейзажа. Проехали по набережной почти до самого конца Плеса - припарковаться на улочке, где с трудом разъезжаются встречные машины, не было никакой возможности. Найдя место для стоянки, мы вернулись к музею. К нашему разочарованию, оказалось, что он закрылся на капитальный ремонт. И закрылся надолго. Ничего не поделаешь - пришлось отправиться в дом-музей Левитана, где мы и провели ближайшие три четверти часа, глядя на быт конца XIX века и на немногочисленные картины, а скорее миниатюры, не густо развешенные по стенам комнат музея. Потом пошли к "Дачнице", сфотографировавшись с ней на память.

А потом пошли на гору Левитана, к деревянной церкви Воскресения Христова, привезенной сюда в семидесятых, взамен сгоревшей в 1903 году церкви Петра и Павла. К вершине горы Левитана вела длинная и широкая деревянная лестница. Церковь была на месте, хотя и закрыта на замок. А неподалеку, на расчищенной в снегу площадке, расположилась какая-то бригада-"ух" и спиленные и распиленные деревья. Кто и для чего проводил эти работы, так и осталось невыясненным. Снова прошли по лестнице, теперь уже вниз и навестили действующую Варваринскую церковь, тоже закрытую. К часовне Святого Николая не дошли из-за развернувшихся на улице работ по прокладке труб. Резиновых сапог у нас не было, а месить жидкую грязь в ботинках не хотелось. Поэтому вернулись к машине и неспешно проехали по набережной, любуясь старинными домами. До свидания, Плес! Я еще вернусь сюда. В Кострому мы приехали той же дорогой и поужинали на кухне под аккомпанемент начинавшего кружить над городом снега.

Часть 4. Домой. Почти без приключений.

  А утром снег покрыл все вокруг толстым слоем. Вновь вернулась зима, как будто это и не конец марта, а начало декабря. Мне пришлось изрядно потрудиться, чтобы освободить машину от тяжелого мокрого снега. Потом мы поехали на сервис, для плановой замены антифриза. Машины, стоявшие рядом с сервисом были все укрыты толстым снежным одеялом, а у входа нас встречал свежеслепленный снеговик - автомеханик.

Пока я болтал внутри ангара с хозяином сервиса, штурман, вышедший на свежий воздух успел слепить несколько мелких фигурок на капоте одной машины, а также хорошенько приложиться носом к бамперу другой, поскользнувшись на свежевыпавшем снеге. С тем мы и отправились в Суздаль, где я ещё не бывал. По этой дороге я ещё не ездил, поэтому несколько раз останавливался для пополнения своей коллекции интересных названий и стел. Синяя Осока, например. Откуда взялось такое название - бог весть...
  Ехали снова небыстро, поскольку местами дорога была заснеженной, а иногда принимался идти дождик и начало теплеть. Иваново проехали с помощью навигатора, который и на сей раз хорошо справился со своей задачей. После Иваново машин, как встречных, так и попутных стало не слишком много, так что ехал я в свое удовольствие и никуда не торопясь, предоставив машине самой выбирать режим движения.
  В Суздале, несмотря на малое количество туристов, я не смог найти место для стоянки поближе к Кремлю и проехал за реку, припарковавшись возле какого-то ресторанно-гостиничного комплекса на Пушкарской улице. Оттуда, по довольно мокрому и грязному тротуару мы отправились обратно к Кремлю, иногда отскакивая подальше от проезжей части, с которой проносящийся мимо автомобиль поднимал тучу брызг. В Кремле мы отправились в кассы, где как обычно нам предложили "полный пакет". Я попросил: "Вы нам дайте столько мест, чтобы успеть обойти все за час, особо не торопясь."
- Ну, вы все обойдете за сорок минут, не больше, - ответила одна из кассирш. Другая согласно покивала.
- Это точно? Все успеем за сорок минут?
- Успеете.
В результате нам понадобилось почти два часа, чтобы нигде особо не задерживаясь, обойти предложенный нам маршрут по Кремлю. Меня очень впечатлила Иорданская Сень, стоящая в затемненном высоком помещении. А в архиерейском зале мне вспомнился доктор Шпак из незабвенного "Иван Васильевич меняет профессию": "Куртка кожаная - две...". Дело в том, что на плане, выданном мне смотрительницей зала, несколько предметов старины указывались в количестве 2 (двух) штук. Но при обходе по залу выяснилось, что стоят они в гордом одиночестве. Впрочем, прибегать к услугам смотрительницы для разрешения этой тайны не пришлось. Оказалось, что второй точно такой же предмет стоит на другой стороне зала. После Кремля мы захотели отобедать в "Погребке", который штурман посещал лет тридцать с лишком назад. Но, увы, ресторан уже закрылся, а в баре ничего существенного нам предложить не смогли. Пришлось перейти в ресторан напротив, где мы неплохо, хотя и дороговато, пообедали. Кроме нас во всем зале была только ещё одна пара туристов-автомобилистов из Москвы. Межсезонье...
  Обратно к машине мы решили пройти мимо Кремля, перейдя речку по старому деревянному мосту, который был нарисован на плане у кремлевских ворот. Не будучи твердо уверенным, я попытался спросить у единственного встречного прохожего и, протянув руки, издали обратился к нему: "Скажите, пожалуйста...". Но прохожий целеустремленно шагал вперед, не обращая на меня никакого внимания. И мне вспомнился эпизод в Вильнюсе, в 80-м году, когда гордый литовец прошел мимо никак не отреагировав на обращенный к нему вопрос на русском языке. Но на этот раз ситуация разрешилась весьма забавным образом - сделав ещё несколько шагов навстречу, прохожий вытащил из ушей не увиденные мною наушники и произнес: "Вы что-то хотели спросить?".
  Из Суздаля мы отправились во Владимир, где на выезде из города, в начале Судогодского шоссе, ждала нас гостиница. Не найдя в навигаторе чего-либо похожего на адрес гостиницы и обратившись к карте, набрали адрес улицы, примыкающей к шоссе. В результате, в сгущающихся сумерках, навигатор провел нас какими-то узкими улочками и кривыми переулками к ещё одной улице, узкой и круто уходящей вниз, по размытому асфальту которой вниз струился поток талой воды. Конец улицы терялся во тьме. А сзади к нам приближался кроссовер с московскими номерами, водитель которого, видимо тоже руководствовался наставлениями навигатора. Я подал немного вперед и с огромным трудом стал разворачиваться на узкой, заснеженной и заставленной автомобилями улице. Из кроссовера, видимо, тоже узрели эту улицу и немедленно развернулись в обратном направлении. На Судогодское же шоссе я выехал уже известным мне маршрутом, с которым навигатор, немного покочевряжившись, согласился. А гостиницу нашел старым способом - при помощи инструкции, полученной по телефону и пары глаз.
Последний день поездки не был сильно насыщен событиями - пришла пора возвращения домой и из всех намеченных планов осталось только посетить естественно-искусственный фонтан под Судогдой. Фонтан оказался на месте, и ледяной цветок вокруг него тоже. Правда, часть "лепестков" с него уже пооблетела, но красоты это сильно не убавило.

И место осталось все так же посещаемым - за время, что я провел у фонтана, отъехало и подъехало несколько машин с желающими посмотреть на достопримечательность. Прогулкой у фонтана и окончилось это путешествие "на недельку, до второго...". Дорога к дому ничем особым не запомнилась, разве что сфотографированным въездным знаком Петушков, да пробкой в Балашихе.