Отчеты

Страна Suomi.

"Скажите государю, что у англичан
ружья кирпичом не чистят"
Н. С. Лесков  "Левша"

Вынесенные в эпиграф слова Левши часто вспоминались мне во время поездок по  Финляндии. Уж больно всё вокруг было рационально и приспособлено для жизни людей. Дороги с внятными указателями, светофорами и дорожными знаками по делу, курсирующие круглогодично небольшие паромы на трассе и в городе, за которые не берут платы, некончающиеся рыба в озере и лес на участках, хотя рыбу ловят сетями, а лес рубят на дрова. Да и много ещё чего, чем резко отличается бывшая глухая провинция России от России нынешней...

От Пушкино до Вяртсиля. День первый.

Впрочем, сначала мы проехались именно по России. Путь "за бугор" начался выездом из дома на реконструируемое Ярославское шоссе. И сразу же "Один-ноль" в пользу Финляндии! Ведь если всего пару месяцев назад мне надо было проехать только шестьсот метров на юг, чтобы затем повернуть на Север, то теперь этот путь удлинился на два километра, поскольку разворот нынче открыт только в обратном направлении. Хорошо ещё, что вечная пробка перед Тарасовкой не успела образоваться ко времени отъезда.

С Ярославки мы убрались довольно быстро, повернув перед Сергиевым Посадом на Хотьково. Далее наш путь лежал на Дмитров - Рогачёво - Клин. Не доезжая Клина свернули на дорогу на Спас-Заулок, обезопасив тем самым себя от возможных пробок в Клину. В целом участок дороги от Хотьково до Спас-Заулка вполне хорош, со следами свежего ямочного ремонта. В одном месте встретили дорожную технику, осуществлявшую тот самый ямочный ремонт. И на протяжении двух сотен метров до и после места ремонта мелкий гравий ощутимо стучал в днище машины длинными очередями. Ну, и конечно ямы и "лежачие полицейские" в Дмитрове и, особенно, в Хотьково, не давали сильно расслабиться. Вот уже и "Два-ноль" в пользу Финляндии. А проехали-то всего ничего.

Ленинградское шоссе мне в этот раз понравилось. Хороший асфальт, не очень большое число фур, даже объездная Торжка выглядела куда лучше, чем несколько лет назад, отметившись свежим ремонтом на нескольких участках. Ну, и вечная пробка под Вышним Волочком... Бесконечная вереница фур показала свой хвост в более чем километре от города. Пристроившись к этому хвосту мы стали его частью и медленно потянулись ко въезду в город. Когда же открылась вторая полоса в попутном направлении, мы, следом за другими легковушками, поехали по ней, оставляя справа длинную гусеницу из фур и чувствуя, как истончается наша аура под неодобрительными взглядами стоящих в пробке.  Когда же полоса окончилась, обратно нас пустили не слишком-то охотно - пришлось немного подождать. Впрочем, рано или поздно всё заканчивается. Мы доползли до светофора и после него пробка исчезла, как будто её и не бывало никогда. Далее дорога была неплоха и до Чудово мы добрались в расчетное время. Здесь и заночевали в придорожном мотеле.

От Пушкино до Вяртсиля. День второй.

Утро встретило нас пасмурной и весьма прохладной погодой. Да ещё выяснилось, что забыли дома сыр, взятый для "сравнительного теста" в Финляндии. Решили заехать по дороге в Кириши и взять сыр там. До Киришей добрались быстро и, хотя и поколесили по городу в поисках супермаркета, всё равно пришлось минут десять ожидать его открытия. Стоянки у "Дикси" не было, поэтому оставили машину в жилой зоне неподалеку. Пока я делал покупки, сын практически замерз в машине - "стоянка с работающим двигателем запрещена".

Следующая остановка - в Волхове, у обрыва с видом на ГЭС и мосты. Попробовал снять панораму плотины и бурлящий поток сбросового канала.

Погода, впрочем, не располагала к долгой фотосессии - было холодно и сыро. И мы отправились дальше. Ехали без остановок - проехали Старую Ладогу, выехали на М18, в полдень достигли Лодейного Поля. И побежали дальше, к границе Карелии и славному городу Олонцу. Целью этого дня была Видлица, да чтобы приехать пораньше. Почему пораньше? Всё просто - хотелось назавтра и на границу попасть пораньше, а попутно ещё и Рускеальские мраморные ломки сыну показать. Вот и прибыли мы в Видлицу безо всяких приключений, да ещё в два часа дня.

Разместившись в люксе гостиницы "Стиви" за одну тысячу рублей, бросили лишнее в номере и поехали в Погранкондуши - посмотреть, стоит ли ещё желтая вышка и как там ледовая обстановка на Ладоге. Вышка была на месте,

всё так глядя дырами окон на заезжих туристов; лестница всё также угрожающе поскрипывала под моим тяжелым шагом, а сама вышка всё так же раскачивалась от небольшого ветерка. Словом, как будто нескольких лет и не было вовсе. Ладога за дальним лесом блестела несошедшим ещё льдом до самого горизонта, слепя глаза и объектив фотоаппарата.

Из Погранкондушей мы повернули обратно, останавливаясь на открытых местах, чтобы полюбоваться белой Ладогой, да понаблюдать за вереницей рыболовов, бредущих к берегу и волочащих за собой что-то вроде саней. Машин, припаркованных у обочины или ближе к берегу в этих местах мы увидали с десяток. Остановились и у нагромождения больших и очень больших камней в лесу, прямо у дороги, задаваясь вопросом - естественное ли это образование или искусственное.

Пришли к выводу, что, скорее всего, естественное, да и в гостинице вывод этот подтвердили. Хотя, думается, завал мог образоваться и при строительстве дороги. Неподалеку от каменной россыпи через дорогу в Ладогу стремился широкий ручей. Летом же здесь вся дорога сухая.

Въехав в Видлицу, свернули у моста налево, на дорогу в Кинелахту - Ведлозеро, посмотреть, а цел ли ещё подвесной мост, ведущий неизвестно куда. Да и попытаться всё же решить его загадку. Мост был на месте, всё так же не разрешая просто взойти на себя, а только с трудом взобраться. Первым отправился по мосту сын, но не дойдя и до половины, повернул обратно. На мое желание всё же пройтись до конца и поглядеть, куда же, кроме как в лес, ведет сей мост, резонно возразил, что ему неохота вылавливать меня из реки и что у нас виза в Финляндию открыта с завтрашнего дня. Я всё же прошелся до середины, но потом вернулся обратно - мост сильно раскачивался, кое-где доски его вывалились, оставив предательские щели.

Решив отложить разрешение загадки до следующего раза, а заодно оставив себе повод побывать здесь ещё раз, вернулся к машине. И мы отправились в Видлицу, посвятив остаток времени посещению магазинов и приготовлению ужина, да и завтрака в уютной общей кухне гостиницы, где мы были в тот день единственными постояльцами. Из-за отсутствия в номере горячей воды, денег за пользования кухней с нас не взяли, напомнив мне старый советский анекдот: "Талоны на крупу на июнь будут отоварены мылом за май". Впрочем, вымыться горячей водой оказалось возможно в душевой сауны. Сама же сауна не работает, как минимум, с 2008 года в виду с нерешенной проблемой пожарного инспектора. А жаль!.. Там была неплохая сауна, которую готовили ко времени Вашего приезда.

От Пушкино до Вяртсиля. День третий.

Рано утром, позавтракав на скорую руку, мы выехали по направлению к государственной границе. Сразу же за околицей Видлицы, у ж/д переезда сын попросил остановить машину: "А ты знаешь, что мы только что пересекли единственную в России железнодорожную ветку, на которой сохранилось семафорная сигнализация?"

К стыду своему я этого не знал. Кстати, на пути от Олонца до Питкяранты не менее десятка железнодорожных переездов! Сфотографировав семафоры мы отправились дальше. Следующая остановка была у ж/д моста, при выезде на новую дорогу Пряжа-Сортавала.

А дальше мы ехали без остановок до самых Рускеальских мраморных карьеров, куда прибыли примерно в половине восьмого утра.

Несмотря на ранний час, касса уже работала, так что проскочить нахаляву не вышло. Поставили машину на стоянку, взяли билеты и стали одевать сапоги. Подошел дежурный и сказал: "Зачем Вам сапоги - там везде дорожки". Я ответил, что мы ещё посетим завод, Провал и Итальянский карьер. Дежурный покивал и сказал: "Ну, тогда сапоги вам понадобятся". И точно - путь на завод, к шахтным печам и затем к Провалу местами был в довольно глубоком снегу, а местами в лужах или жидкой грязи.

Наверное, многие из читающих этот опус в Рускеале бывали, потому описание прогулки опущу. Тех же, кто не бывал или не слыхал про это место - приглашаю на виртуальную экскурсию. Для искушенных же добавлю - в этом сезоне Провал и Итальянский карьер войдут в экскурсионный маршрут - до Провала уже дотянули щебенчатую дорожку с фонариками по бортикам, а оттуда до Итальянского карьера - отсыпают. А мы-то, как дураки, ползли сначала вверх по грязи, а потом по уже очень побитой лестнице без перил и части ступенек, с риском для здоровья, спускались к Провалу. Провал нынче уже огорожен заборчиком по периметру и обойден круговой же щебенчатой дорожкой. А внизу, на "вечном" льду кто-то изваял, изо льда же, две фигурки рыцарей.

Дорожка к Провалу и Итальянскому карьеру начинается рядом с выходом из сухой штольни, но перегорожена пока что большим валуном. Надписей типа "Направо пойдешь..." на валуне обнаружить не удалось.

А ещё выяснилось, что с началом сезона билеты в горный парк Рускеала... Ну, Вы догадались!

За границу! Первые впечатления.

Обойдя намеченное, мы быстро стартовали в сторону Вяртсиля - на погранпереход. Границу пересекли без проблем и достаточно быстро. На все, про всё - ушло где-то минут сорок. Поразил разговор местных, подслушанный в очереди к окошку паспортного контроля пассажиров.
- А вы сначала куда?- спросила одна дама у другой.
- Сначала в бассейн, потом - за покупками. А вы?
- А мы сначала по магазинам, а уж потом в бассейн.

Кстати, взятое в дорогу интернет-пособие по переходу границы, несмотря на правильность общей линии, оказалось в деталях сильно разнящимся с реальностью. Да и таможенников мы увидели только родных, Российских. До паспортного контроля с финской стороны машину вел сын, как владелец. Немного понервничав, отвечая на каверзные провокационные вопросы финского пограничника, он уступил руль мне. Я проехал мимо открытого шлагбаума, отыскивая глазами финских таможенников, но их нигде не было видно. Так мы и въехали в Финляндию, без таможенного досмотра. А сын ещё пару раз спросил: "А мы уже в Финляндии? Или ещё таможня будет?" В шутку я посоветовал ему оглянуться и посмотреть - не по нашу ли душу идет сзади машина с проблесковым маячком. И только не обнаружив погони, Михаил поверил, что мы уже в чужой стране.

После пересечения границы я не смог своевременно сориентироваться и проехал мимо намеченной точки поворота на юг. Подвели масштабы и разница в размерах России и Финляндии. Да и во время нашего пребывания в стране Suomi, несколько раз привычка к нашим масштабам ставила нас в неудобное положение. Думаешь, что вот город большой, ехать ещё ой сколько, а на самом деле ту уже выезжаешь из него с другой стороны. Дело ещё в том, что не было у нас карты дорог Финляндии - понадеявшись, что в последний день я сумею поставить её на навигатор, естественно был призван в этот день заниматься совершенно другими делами! Так что из навигационных средств у нас с собой была пачка Беломорканала, да маленькие туристические карты - путеводители по окрестностям городов, которые мы должны были посетить в последующие дни нашего путешествия. Карты эти мне прислал мой финский pen-friend Маркку, с которым я переписывался уже пару лет. Вот только наша почта везла их от границы на полудохлых клячах и доставила мне посылку за день до отъезда. С момента отправления прошло более двух месяцев! Да здравствует Почта России!!!

Маршрут первого дня "вторжения" в Финляндию я держал в голове, в общих чертах. А остановиться, отдышаться и оглядеться не позволяли чудовищно узкие финские обочины, так, колесо поставить, причем вдоль. Наконец, остановились на автобусной остановке, с аварийкой, ожидая, что вот-вот появятся финские полицейские и... Полиция так и не появилась, а мы смогли немного разобраться с маршрутом. Решили ехать по указателям на Савонлинну, а заодно посмотреть церковь в Керимяки. А оттуда уже ехать к первой достопримечательности, намеченной планами - музей леса Лусто.

То, что я промахнул мимо намеченного поворота, оказалось совсем не фатальной ошибкой. Дорожная сеть в Финляндии весьма густа, а указатели очень понятны и читаемы, несмотря на то, что написаны на финском языке. Слегка напрягали только белые узкие указатели у дороги, с финскими названиями. Непонятно было, то ли это отворотка к населенному пункту, то ли дорога входит в границы населенного пункта. Однако очень скоро разобрались, да и знаки ограничения скорости были установлены достаточно часто, и по делу. Так что скоро мы любовались церковью в центре Керимяки. А оттуда поехали по указателям на Пункахарью.

Каково же было мое удивление, когда, поплутав по разным улицам и дорожкам, я вновь очутился на площади возле той же церкви! Тогда подключился сын и с помощью планшетника вывел меня на дорогу. Музей мы нашли по указателю. Побродив по практически безлюдному музею, в котором сын выступил в качестве гида (как-никак, а лесной факультет Университета леса за плечами), поиграв на симуляторе грейфера - покрутили и поперекладывали   деревянные бруски, мы распрощались с музеем

и тронулись в сторону Савонлинны. Вот тут я уже решил позвонить Маркку, чтобы порасспросить о дороге к его коттеджу. Но опять эти узкие обочины! Тогда начал разговаривать Михаил и я понял, что нам нужна дорога 468, по которой мы и доберемся до коттеджа. Название населенного пункта я, опять-таки, держал в голове.

На нужную нам дорогу мы выбрались без труда, следуя указателям. После моста я стал внимательно вглядываться в таблички с названиями, но нужное всё не появлялось. Михаил немного занервничал, однако я успокоил его, сказав, что если мы и проедем мимо нужного поворота, то дальше парома не уедем. Нужная отворотка ждет нас не доезжая до него. Вернемся и разыщем. На худой конец позвоним и попросим встретить на дороге. И тут появился заветный указатель. Мы свернули на хорошую грунтовую дорогу и доехали до развилки. На развилке стоял указатель с номерами строений, которых за лесом вовсе не было видно. Выбрав нужное мы добрались до следующей развилки. Прямо вела хорошая дорога к дому, стоящему посреди небольшого поля. Налево уходила лесная дорожка с торчащими камнями. Вот на неё-то и указывала нам белая табличка. Через двести метров мы выехали к стоящему на берегу озера коттеджу, где нас ожидал Маркку.

В гостях. В обычном финском коттедже.

Коттедж стоял на высоком берегу, метрах в ста от озера. Перед коттеджем, на полпути к озеру, располагалась круглая клумба с флагштоком в центре. Неподалеку от клумбы стоял массивный стол с лавками. И стол и лавки были выполнены из распиленных вдоль толстых бревен. В центре стола был установлен огромный навес-зонтик, в сложенном виде. На берегу озера, рядом с мостками стояла банька. Сбоку от коттеджа расположились хозпостройки, сзади - небольшие сад и огород с теплицей. Прямо у коттеджа мы обнаружили приличный холмик, поросший травой. С другой стороны холма была установлена дверь - вход в старый ледник. Коттедж был построен в 1942 году. Вокруг участка - лес и никаких заборов или живых изгородей.

Окна первого этажа были расположены довольно высоко, напомнив мне давний вид вологодских изб, поразивший меня в самое первое посещение Севера. По высокому крыльцу мы поднялись на небольшую закрытую террасу, за которой был вход в дом. Справа от фойе расположилось большая кухня с солидной печью, прямо - гостиная. Из кухни и  из гостиной двери вели в хозяйскую спальню. Ещё две спальни были расположены в мансарде, куда вела крутая деревянная лестница из гостиной.  В задней части дома были расположены открытая терраса, комната отдыха с прилегающей к ней кладовой и, конечно же, сауной, состоящей из двух небольших помещений. Впрочем, достаточных для трех-четырех человек. Здесь же, буфером между передней и задней частями коттеджа, располагались совмещенный санузел и небольшой глухой коридор, где находился какой-то сельхозинвентарь.

Мы вручили привезенные подарки, и вскоре ужинали на кухне с бутылочкой крымского вина, захваченного с собой. До того, как попробовать вино, Маркку спросил, а не сливовое ли оно. Вино ему понравилось. Ужин состоял из множества блюд, многие из которых были подобны нашим. А вот селедку в томатном соусе я попробовал впервые. Хорош был и пирог с ягодами, приготовленный женой Маркку. Вот только так и не удалось выяснить - черника то была или голубика. Тут то ли недостаток знаний английского сказался, то ли ботаники из нас были никудышные. Также сравнивали сыры Ольтермани, купленный Маркку в Финляндии и привезенный нами из Киришей. Сыр оказался одинаков. Ну, а потом была сауна. Маркку страшно удивился, узнав что в сауне или в бане я не был больше года. У финнов это ежедневное занятие, вроде как у нас вечерний душ принять. Температуру в сауне он сильно не разгонял, щадя нас. Потом мы посидели ещё немного на открытой терраске и Михаил отправился спать в мансарду, где потеплее от топившейся печи. А мы ещё неплохо посидели и поболтали с Маркку в гостиной. Вот уж не думал, что смогу неплохо понимать человека, говорящего по-английски.

Утром нас уже ждал завтрак - хозяин постарался. Затем была небольшая экскурсия по участку. И огород свой, и даже участок под картошку, правда, небольшой - поесть своей молоденькой в сезон. В необрабатываемой части участка, повсюду под деревьями растет брусника. Дрова для печей в доме берутся со своего участка леса, причем никакого разрешения на порубку не требуется. И лес, в общем-то, цел. Надо заметить, что в зимнее время плюсовая температура в доме поддерживается за счет электрической печи, хотя хозяева не бывают в доме зимой подолгу. И ни разу подача электроэнергии не прерывалась. Рыбу в озере ловят сетями, и рыбы хватает всем. Даже судак водится и ловится на спиннинг регулярно. А ведь дому уже семьдесят лет! И, судя по его расположению, многие другие дома в округе появились раньше. Перед отъездом Маркку предложил нам оставить запись в специальной книге гостей. Записей там было довольно много.

Ювяскюля - Тампере.

Однако пришло время нам отправляться в дальнейший путь, чтобы успеть посетить музей авиации в Ювяскюля и затем переехать в Тампере. Михаил предложил Маркку проехаться за рулем Логана, тот ответил предложением повести его Ситроен. В результате до парома Маркку поехал в Логане с Михаилом в качестве пассажира, а Ситроен пришлось вести мне. С коробкой-автоматом я, с помощью Маркку, разобрался быстро. Маркку тут же рванул с места в карьер, я бросился догонять и тут же ощутимо стукнул подвеской о камень. Слава богу, что вскоре мы выехали на асфальт и до парома было ехать несколько километров. Небольшой паром ходит круглогодично и совершенно бесплатен. Маркку проводил нас до другого берега и вернулся обратно. А мы поехали в Ювяскюля по дороге, которую Маркку охарактеризовал, как сильно ухабистую. Ага, видел бы он нашу дорогу от Костромы до Великого Устюга! А здесь - вполне приемлемый асфальт, только местами чуть волнистый и практически без ямок и выбоин.

До Ювяскюля мы добрались без приключений и, воспользовавшись туристической схемой, нашли музей без особого труда. И снова Михаил стал моим экскурсоводом, удивив меня своими познаниями в этой отрасли. Здесь я узнал, что во время второй мировой войны опознавательным знаком финской авиации была свастика, правда синего цвета в белом круге. Теперь её заменяет бело-синий круг цветов флага Финляндии. Пробыли мы в музее около двух часов, после чего отправились в Тампере.

Дорога до Тампере проблем не вызвала. А вот в Тампере пришлось преизрядно поколесить по городу. Съехав с трассы и заправившись на заправке "АВС" мы посмотрели схему города и определились с маршрутом. Вот только я не учел масштаба, посчитав город бо'льшим, чем он был на самом деле. И без того сложный заезд на нужную нам улицу превратился в полуторачасовой квест. Для начала незаметно проскочили через весь город и выбрались на окраину. Потом долго ползали по карте, пытаясь определить, где же мы находимся. Затем Михаил включил планшетник и с помощью какой-то программы повел по городу назад. Планшетник привел нас довольно близко к нужной улице, но, увы, сквозной проезд на неё оказался закрыт. Наконец, ещё покрутившись по городу, причем я совершенно очумел от всех этих поворотов и разворотов, мы попали в нужный район. Но, конечно же, промахнули мимо гостиницы, не заметив её с пятидесяти метров. Поставив машину на бесплатной стоянке, я отправился искать "языка" на обезлюдевших уже улицах. Наконец, две девицы объяснили мне, где находится отель. Понял я их весьма примерно, но всё же, сделав почти полный круг, отель мы нашли.

И долго звонили в звонок, пока дверь наконец открылась. Отелем "Манго" заправляют то ли индусы, то ли пакистанцы. Административная часть находилась в подвале, как и ресторан, и была полностью изолирована от номеров. После того, как мы расположились в номере, у меня едва хватило сил приготовить ужин-"фастфуд"  и добраться до постели. Утром встали мы не рано, позавтракали в ресторане при гостинице. Шведский стол давал большой выбор блюд, напитков и фруктов. Было там и огромное блюдо с нарезанным ломтиками манго - noblesse oblige!

Распростившись с гостиницей мы отправились посетить два музея - музей шпионажа в Финлейсон-центре и музей полиции. Вечером, когда я завалился спать, Михаил скачал программу Навител из интернета и у нас появился навигатор, но какой-то несколько ущербный, видимо, бета-версия. До центра мы добрались к моменту, когда начался дождик. Огромные здания красного кирпича, стены которых вырастали прямо из реки, впечатлили.

Мы нашли небольшую стоянку с паркоматом, на которой можно было поставить машину на два часа. Платить пришлось монетками, поскольку карту паркомат с негодованием отверг. С трудом добившись от него чека, я положил его под лобовое стекло сначала посмотрев, как это сделано на финских машинах. Единственное, что меня слегка насторожило - это знак "прочие опасности" как раз перед стоянкой. Точнее, не сам знак, а надпись под ним. Естественно, на финском. Позже выяснилось, что знак предупреждал о расположенной рядом пожарной части. Затем отправились искать музей.

Нашли мы его внутри огромного здания центра - сначала с помощью расспросов, а потом уже и по указателям. Запомнилось очень много небольших кафе внутри этого огромного здания - и до сих пор у меня держится впечатление, что кроме них там ничего другого и не было. При входе после оплаты билетов нам выдали описание экспозиции на русском языке. Музей очень понравился немногочисленностью посетителей и тем, что многие экспонаты можно было потрогать, повертеть в руках и посмотреть их в деле. Так, например, можно воспользоваться симпатическими чернилами, оставив запись на листе бумаги, а потом прочитать написанное с помощью прибора ультрафиолетового излучения, находящегося в другом месте. Можно на пару или одному послушать, как работает прибор изменяющий речь, зайти в аналог туннеля под берлинской стеной. А вот войти в спецкомнату, приложив палец к специальному прибору не получилось - отпечатки не те. Времени посетить кафе после посещения музея не оставалось - надо было идти к машине, поскольку время стоянки уже заканчивалось. Дождик всё также уныло моросил и не собирался заканчиваться.

Сев в машину мы отправились на поиске музея полиции и, конечно же, с первого раза проехали мимо него. Пришлось вернуться, зато стоянка у музея была огромная и бесплатная. Правда, всего на два часа. Вход в музей полиции в Тампере бесплатный. Много различных экспонатов - от века позапрошлого до века нынешнего - велосипед сельского полицейского, экипировка спецназовца, мотоциклы, автомобили. На нескольких больших экранах  крутятся различные сюжеты, жаль только, что говорят по-фински...

Тампере - Турку - Вантаа - Порвоо - Турку.

 Оставив Тампере мы отправились в Турку, где в плавучем отеле Bore должны были провести две

ночи - с 30 апреля по 2 мая. Благодаря планшетнику и туристической карте проблем с поиском отеля не было. Пришвартовав машину на площадке между морским музеем и отелем и побросав вещи в каюту-номер, мы отправились побродить по вечернему городу. День 30 апреля - предпраздничный и практически все заведения закрываются не позднее трёх часов дня. Ведь 1 мая - большой праздник в Финляндии, но это не день международной солидарности, а просто Ваппу. Так что мы просто погуляли по городу, весьма удивившись большому количеству людей в белых фуражках. Вспомнили, что Турку - город портовый и решили, что все эти люди имеют отношение к морю. Позже выяснилось, что это не так. Белая фуражка в этот предпраздничный день, да и на следующий отмечает нынешних и бывших студентов. Которые во многих городах Финляндии, в шесть часов вечера одевают такую фуражку на голову какой-либо статуи - и празднество начинается!

Как я уже говорил, на 1 мая трудно найти открытыми какие-либо музеи, магазины, организации. Однако нам повезло - музей авиации в Вантаа, под Хельсинки, был открыт. А также мы наметили съездить в самый старый город Финляндии - Порвоо, где снимался фильм "За спичками". Музей в Вантаа мы искали относительно недолго, правда, сначала заехали на какую-то стоянку возле аэропорта. Большинство машин там были с российскими номерами. Музей же оказался менее, чем в километре оттуда - нам просто надо было свернуть с дороги не направо, а налево. В музее же посетителей было раз-два и обчёлся. И снова Михаил был моим гидом по музею. Кроме того, мы поупражнялись на тренажере реактивного истребителя. Я там особых лавров не снискал, сначала прыгая вверх и вниз, а потом и вовсе, сделав мертвую петлю, врезался в землю. Пришлось уступить пилотское кресло подошедшему то ли финну, то ли эстонцу, который "летал" очень неплохо. После него и Михаила я снова сел в тренажер и получилось уже получше - самолет не упал, но найти дорогу обратно на аэродром я так и не смог.

Из музея мы отправились в Порвоо. До города мы доехали без проблем - ориентируясь на номера дорог и указатели. Сначала заехали на заправку в новой части города. На заправке обнаружился Макдоналдс, где мы и перекусили и невообразимое количество ретроавтомобилей. Но сам парад уже закончился и теперь, заправившись, автомобили разъезжались. Затем поехали искать R-киоск, где Михаил хотел купить сим-карту для планшетника. Карту мы успешно купили, а затем я спросил у продавщиц дорогу в старый город. Попытка объясниться устно не привела к успеху и тогда одна из продавщиц нарисовала мне план проезда. Как выяснилось чуть позже - это был лучший навигатор из тех, что я когда-либо пользовался.

Поставив машину на стоянке, мы прошли мимо пушки времен Первой мировой, посмотрели на старые вагоны в тупике железнодорожной ветки. Со старого моста полюбовались парусником на реке, прогулялись по набережной, со многочисленными кафе на суше и на воде, заполненными веселящимся людом. Многие снова были в белых студенческих фуражках. Дошли и до нового, вантового моста, соединяющего старый город с новым. А потом отправились погулять по узким, мощеным булыжником, улицам старого Порвоо, освежая в памяти эпизоды из фильма. Так вот  ты какой, город Йоки, куда приехали Юсси Ваттонен и Антти Ихолайнен.

Набродившись по городу мы зашли в кафе с провокационным названием "Fanny". Я не верил своим глазам, но интернет-переводчики дружно давали один и тот же перевод, что с английского, что с финского. В кафе мы выпили по чашечке кофе и отведали знаменитых пирожных Рунеберга.

День уже потихонечку переходил в вечер, и мы отправились обратно в Турку. Кстати, дорога между Хельсинки и Турку Михаилу очень понравилась, поскольку на ней было множество участков с разрешенной скоростью 120 км/ч.

А мне больше запомнился с десяток туннелей, коротких и достаточно длинных. Также заинтересовали и надземные мосты - переходы, поросшие небольшими деревцами. Наверное, это были "лосепроводы".

На 2 мая у нас было намечено посещение Абосского замка и переезд в Котку, где мы намеревались купить летние шины для машины Михаила. Но замок открывался только в десять утра. Поэтому, позавтракав в отеле, мы отправились походить по городу, вооружившись туристической схемой достопримечательностей. Морской музей и стоящие вдоль набережной суда-музеи откроются для осмотра только в середине мая, поэтому любоваться на них приходилось только со стороны. Неподалеку от нашего плавучего отеля стоял знаменитый парусник "Финский лебедь" (Suomen

Joutsen),
когда-то французское, а потом немецкое торговое судно, затем учебный корабль финских ВМС, ныне ставший плавучим музеем. Ну, а выше по реке Аура стояли многочисленные суда и суденышки, превращенные в плавучие кафе и рестораны.

Непрерывно курсирующий от берега к берегу бесплатный паром "Фери" для пешеходов и велосипедистов перевёз нас на другую сторону реки. Вернулись обратно мы через мост неподалеку от кафедрального собора Турку, который тоже не оставили своим вниманием. Немого побродив по городу мы вернулись к отелю и оттуда отправились в Абосский замок. Вот здесь-то было полно народу. Как наших туристов, так и групп финских детей, таких же шумных, как и наши. Мы прошлись по всем открытым для доступа залам, комнатам и закоулкам замка, побывав и в темнице с макетами крыс и мышей на полу, и в королевских покоях, и в башнях замка с узкими окнами-бойницами, и в обеденных залах. Вот только фотографировать со вспышкой было запрещено, а света в большинстве помещений было крайне мало. Окончив прогулку по замку мы вернулись в отель, забрали вещи и отправились в Котку по уже знакомому шоссе.

Турку - Котка -  Торфяновка - Выборг - Великий Новгород - Пушкино.

Дорога до поворота на Котку особо не запомнилась - всюду отличные шоссе, с внятными указателями и дорожными знаками, по которому легко и приятно едется. По дороге мы заехали в Порвоо, в R-киоск - уж очень хотелось мне поблагодарить продавщиц за вчерашний "навигатор". Но, увы, в магазине работала другая смена и я с огромным трудом попросил передать наше спасибо вчерашним продавщицам. Кажется, в конце концов, меня поняли. А вот в Котке мы, конечно же заблудились. Вместо дороги на мотель Road66, на которой был и облюбованный нами шинный магазин, мы заехали далеко в город. Впрочем, извилистый путь, проделанный нами с помощью туристической схемы, планшетника и "какой-то матери", привел нас к очередному Макдоналдсу, где мы перекусили, успокоились и нашли правильный путь. В шинный магазин мы приехали ровно через пять минут после его закрытия. Чертыхнулись, и поехали искать отель, где оказались через пятнадцать минут.

Мотель Road66 оформлен в американском стиле 50-х годов, по его территории расставлены различные ретроавтомобили, а за забором интересная инсталляция. На стене мотеля - англоязычная вывеска: "Стоянка только для байкеров. Все остальные будут повешены". В первый момент я даже испугался, припарковав машину как раз напротив неё. Впервые за всё время пребывания в Финляндии, весь персонал мотеля оказался русскоговорящим. Во всех других по-русски не говорил никто. Я полагаю, что все эти люди - наши соотечественники. По крайней мере один, с кем удалось поговорить, сказал, что он из России и получает здесь вид на жительство.

Заселившись в номер, мы отправились посмотреть на море. В мотеле подсказали, куда проехать и вскоре мы доехали до заливчика, с берега которого просматривались портовые сооружения за лесом и пара больших белых ветряков. Было солнечно и довольно свежо. Двое финнов на моторке в отдалении от берега проверяли поставленную сеть. Подышав морским воздухом мы отправились обратно в отель, где поужинали в ресторане. Порции подавали весьма приличные, чего не скажешь о весьма скудном завтраке, входившем в цену номера. Впрочем, для желающих заправиться утром поплотнее предусмотрено дополнительное меню:

После завтрака мы отправились в шинный магазин. Увы, желаемой Haka Green нужного размера не оказалось и мы приобрели резину Нордман. Как выяснилось, R14 неходовой размер в Финляндии. Нам выписали справку-чек, по которой на границе вернули НДС - 34 евро. По дороге мы заехали в Хамину, где решили отоварится сувенирами. Сначала я зашел в какой-то магазин-ангар, где товар был в самом разнообразном ассортименте. Однако, при ближайшем рассмотрении, весь он оказался "made in China". Взяв всё же пару вещиц, мы отправились в другие магазины, более финские. Хотя, подозреваю, что большая часть купленного была сделана там же. Наверное, об этом могли сказать штрих-коды, но специально изучать их я не стал.

Финскую часть границы мы пересекли достаточно быстро. Процедура возврата денег за шины также не заняла много времени, несмотря на большое количество желающих. Чего не скажешь об очереди на нашей границе. Впрочем, всё когда-либо заканчивается и вскоре мы оказались дома, в России. Впрочем, и без всяких пограничных столбов это можно было понять - дорога очень резко стала куда как худшего качества - с ямами, волнами и выбоинами. На границе я включил навигатор, и он завел нас в Выборг, где очень невнятно водил по колдобинам улиц. К счастью, из Выборга удалось выехать без потерь. Дорога до Питера ничем особенным не запомнилась, а вот КАД понравилась, несмотря на обилие машин в этот вечерний час.

В Новгород Великий мы прибыли поздно, да ещё и мост оказался перекрытым на ремонт, с потами ГАИ с обоих сторон. Навигатор другой дороги не знал, а карт у нас не было. Хорошо, что водитель одной из машин посадил на к себе на хвост и показал другую дорогу.

При бронировании гостиницы в Новгороде я опоздал взять номер в "Садко", так что пришлось довольствоваться гостиницей "Русь". Интересно, что все виденные мною гостиницы с подобным названием представляют собой так называемый "совок" - здание в стиле общежития советских времен. Да ещё на втором и третьем этажах в правом крыле здания шел ремонт - заселяли в левое крыло. Центральный холл этажа тоже был весь ободран и освещался лампочкой на шнуре, свисающей с потолка в центре холла. Машину возле гостиницы было поставить практически негде. Сначала я сунулся на свободное место, но оказалось, что как раз здесь вытаскивают на берег катера из Волхова. Тогда я переставил машину на травяной пятачок у берега. Однако, чуть позже из окна номера увидел, что подъехавшая на тот же пятачок компания разводит костер довольно близко от  машины. Хорошо, что одно место в ряду машин освободилось и я переставил  машину туда. Слава богу, пожара ночью на берегу не устроили. Но настроение было подпорчено и после завтрака мы сразу же отправились домой.

Дорога не показалась долгой, Вышний Волочок обошелся без привычной пробки, зато долго тащились от Рогачево до Дмитрова в длинной веренице машин за какой-то Газелью. Вечером наше путешествие закончилось.

В Финляндии нам понравилось. Хотя путешествие больше напоминало "галопом по Европам", но для первого раза хотелось охватить побольше. Только вот жизнь в Финляндии имеет совершенно другой темп, чем у нас. Да и музеи открываются поздновато, а закрываются рановато. Вот и получалось - посмотрел в одном городе, а пока в другой переехал - глядь, а там всё уже закрывается. Так что много не успеешь за день.

Дороги там хороши и сеть их весьма разветвлена. Удалось поездить и по магистралям, и немного по второстепенным дорожкам. Встретились на второстепенных дорожках несколько ямок и колдобин - чтобы не забывали о доме. Указатели, развязки и знаки очень внятные. Дороги вливаются и выливаются одна из другой, но на любой из них есть указатели с номерами и четко указывается, на какие дороги ты можешь попасть, следуя по данному ответвлению. Знаки ограничения скорости в большинстве своем электронные, разрешенные скорости вне населенных пунктов - 80, 100 и 120. Кое-где можно встретить и 60. В населенке же скорость 50 или по знакам - 40, 30, etc. Перекрестки имеют разделительный барьер, как правило в виде небольшой полоски-клумбы. Разграничены светофоры прямо и налево - пропуск машин идет поочередно. На магистрали Турку-Хельсинки стоит много электронных табло, на которых указаны два значения температуры. Там где финские надписи - вообще ничего не понять. Но на части табло их дублируют надписи на шведском. Вот из шведского варианта стало понятно,  что одно значение - это температура воздуха. LUFT, как-никак всё же более понятно, чем ILMA. Ну, а второе значение стало понятно, когда заглянули в гугл-переводчик. TIE - по-фински значит "дорога". Стало быть - температура на поверхности асфальта.

Что касается финского языка - то он весьма своеобразен и далек от романских. Шведский куда более понятен. Центр по-шведски Centrum, а вот по-фински будет Keskusta. В блужданиях по Тампере я долго крутил в руках карту, пытаясь понять, что это за "кескуста" такая... В магазинах тоже трудно - не поймешь по надписям над рядам, что же продают там. Ну, да ничего, народ, в основном, там отзывчивый - и уж если не до Киева, так до Хельсинки, язык точно доведет. И говорят финны по-фински довольно быстро - достаточно послушать финское радио.