Отчеты

Соловки - 2007. Хроники

Российскому туристическому сервису посвящается. 

9 июня. Пушкино - Кириллов. Начало пути.

    В десять утра я позвонил  Алексею и узнал, что они уже проехали Ярославль и катят по направлению к Вологде. А часом позже мы выехали из Пушкино и отправились следом за авангардом. Нашей целью в этот день был город Кириллов. Дорога была не слишком загружена и двигаться можно было с достаточной скоростью. Мы ехали почти нигде не останавливаясь. Только традиционно купили пару косичек лука под Ростовом. В отличие от осени, когда обочины дорог под Ростовом Великим становятся красно-желтыми от развешенных всюду косичек лука, в начале июня луком торговали всего в одном месте. Да и был он не слишком хорош. Не сезон...
    От Ростова до Ярославля проскочили незаметно, пристраиваясь в "инверсные следы" от пролетающих мимо иномарок. Поскольку от Юры я знал, что ремонт старого моста в Ярославле еще не начат, мы поехали через город и прошли его довольно быстро. Остановились вблизи Данилова - сфотографировать монастырь и пасущихся на поле коров, и потом уже в Грязовце - заправиться и перекусить на грязовецкой заправке. И до Кириллова мы ехали уже без остановок, если не считать получасового стояния у переезда при выезде на вытегорское шоссе. Остановиться пришлось метров за сто перед последним поворотом к переезду, где оставалось только терпеливо ждать и наблюдать, как местные автомобили уходят за поворот, рискованно двигаясь по встречке или "разбомбленной" напрочь обочине. Куда они девались за поворотом, где машины тоже стояли тесно, осталось для меня загадкой. Но все рано или поздно кончается, и мы поехали дальше. Удивило только, что переезд не закрылся перед самым моим носом.
    В Кириллов мы прибыли не слишком поздно и сразу отправились посмотреть монастырь. Ворота уже закрывались, но охранник согласился пустить нас внутрь и мы побродили по пустому монастырю, обойдя его везде, где было можно. Как же это здорово - бродить и останавливаться там, где тебе захотелось, не мешая никому фотографироваться на фоне... И самое главное - было еще довольно светло для фотосъемки. Из монастыря мы выходили через узкий лаз в тяжелых деревянных воротах, к которому была приставлена лестничка-приступок. И конечно же, не преминули приложиться лбом к "притолоке". Завершив "акробатический этюд" мы отправились вдоль стен монастыря к озеру. И там в моей фотокамере сразу же села батарейка, так что пришлось только любоваться видами вечернего озера и монастырских стен, так и не запечатлев их на память. Обойдя монастырь и снаружи, мы вернулись на стоянку и поехали на противоположный берег озера, откуда уже поехали в гостиницу. Кафе в тот вечер не работало, так что никто ночью под окнами не шумел и выспаться удалось на славу.

10 июня. Кириллов - Видлица. По "злачным" местам.

    Путь от Кириллова до Видлицы изобиловал остановками и небольшими отклонениями в сторону от ломаной линии дорог, связывающих эти населенные пункты. Проснувшись не слишком рано, мы позавтракали в гостиничном кафе, где на сей раз можно было выбрать из двух комплексных меню, и отправились на гору Маура. Как и в апреле, шли мы на Мауру кружным путем. Хотя на небе и собирались уже тучи, но утро было все еще солнечным и ярким. И, благодаря этой ясности,  не было уже того чувства мистической тайны, созданной снежной апрельской пеленой и безлюдьем вокруг. Ну, а у часовни на горе уже прогуливались люди, ставили ступни в следок, фотографировались у часовни, креста и камня.  Мы поднялись наверх, на звонницу, постучали по бокам медного безъязыкого колокола и полюбовались видимыми теперь монастырем и Сиверским озером. Спустившись вниз, мы тоже стали босыми ступнями в след на камне. Что же делать, если так принято. И закрадывалась мысль - а вдруг, и вправду, придет удача...
    Потом мы отправились посмотреть загадочный камень, виденный во время апрельского  посещения. Тогда, в апреле, камень был окружен темным кольцом, ясно различимым среди посеребренной снегом прошлогодней травы. И сейчас это кольцо было, хоть и менее четко различимым, но тоже выделяющимся очень темной и более густой травой, среди веселой яркой зелени луга вокруг. Может, это кольцо и было тем, что называют "ведьминым кругом"? Не знаю...
    И вновь, как в апреле, по реке плыла баржа. А вдали мы увидели здания Горицкого монастыря в строительных лесах, которые я не смог увидеть тогда сквозь летящий снег. Ну а потом мы попрощались и с Маурой и с Кирилловым и вскоре въезжали в Ферапонтово. Тучи уже основательно затянули небо и собирались вскоре посыпать нас мелким дождичком. А Ферапонтово встретило нас ежегодной Ферапонтовской ярмаркой. Из-за этого припарковаться нам удалось с огромным трудом, еле выбрав место на обочине. И к монастырю мы пробирались между столиков и лотков со всевозможными товарами, мангалов с шашлыками, импровизированных кафе-тентов и людей, окружавших все это изобилие. Была там и эстрада, на которой пели и водили хороводы девушки в русских костюмах, среди которых терялась пара парней в косоворотках. Продравшись сквозь бурление ярмарки, мы прошли через деревянный мост к монастырю, где осмотрели роспись Дионисия и немного погуляли внутри монастырских стен. Однако, начинающийся дождик заставил нас ретироваться. Еще раз мы подъехали сфотографировать монастырь с северной дороги и затем покатили по направлению к Липину Бору. Моросил небольшой дождичек, но при приближении к Липину Бору, солнце, как это часто бывает на Севере, стало пробиваться сквозь тучи. И на старую пристань мы въехали при ярком солнечном свете. Немного полюбовавшись видом бликующей под солнцем воды, миражами северного берега, как бы висящего над водой на горизонте, мы вновь отправились в дорогу.
    Следующая остановка случилась в сорока с лишним километрах от Липина Бора, у деревни Матвеевская. Там мы спустились по грунтовой дорожке через поле к реке Индоманке. Это было то место, где начиналось мое первое прикосновение к Северу, где была поймана первая в жизни рыба, где я впервые увидел и полюбил неброскую красоту Севера. Мы прошлись вдоль реки от переката до омута. С тех пор, как я бывал там в конце семидесятых, берег сильно зарос молодым ольшаником, но река изменилась мало. Разве что стало меньше баланов - бревен, не доплывших до цели при молевом сплаве, и оставшихся лежать наклонно в воде, упираясь в дно одним своим концом и неся неисчислимые беды рыбакам-спиннингистам. В конце омута к деревьям у берега была привязана небольшая лодочка с веслами - хоть сейчас садись и плыви... С сожалением расставшись с этими чудесными местами мы отправились дальше, посетив по пути Куков родник, на деревьях возле которого значительно прибавилось ленточек.
    Миновав вскоре Прокшино, мы проехались по десятикилометровому участку дороги, состоящему из одних только кривых линий и поворотов. Потом был поворот дороги на Белый ручей, где начинался грейдер  - единственный небольшой кусок его на пути из Москвы в Вытегру. Остановились мы только в дачном поселке - перекусить в придорожном кафе без названия - относительно недорого и довольно вкусно. Остановились и у моста через Нагажму, жаль только, что не было в то время на плесе белых пароходов, а всего лишь баржа с лесом, толкаемая пыхтящим буксиром. Проехав через Вытегру, мы повернули на дорогу, ведущую в Подпорожье. Грейдер не заставил себя долго ждать и запылил вскоре под колесами,  прерываясь изредка старым, в дырках, асфальтом в деревнях. Остановились мы и в Палтоге, облазив изнутри кирпичную церковь, наполовину уже развалившуюся. Ну а рядом, в почерневших уже строительных лесах, стояла деревянная церковь, давно и прочно забытая реставраторами. Через полчаса мы были уже на мосту через Мегру, где тоже остановились, сфотографировать реку - очень красивое, на мой взгляд, там место. К моему удивлению, грейдер вскорости перешел в асфальт, который так и не прервался до самого Подпорожья. И когда его только положили?.. Я помню ночной нескончаемый грейдер от Подпорожья до Вытегры, по которому я ехал четыре года назад с отказавшими тормозами, ночью и утром. Не было тогда этого асфальта, а была дорога, часто напоминавшая стиральную доску. Конечно же, хорошо, что улучшают дороги. Жаль только, что одновременно с этим уходит и некая прелесть этих мест, которую нельзя описать словами, а можно только ощутить, глядя по сторонам из неспешно ползущей по волнистой поверхности машины.
    Проехали без остановок и Лодейное Поле, с виражами при въезде на мост через Свирь. Сейчас скорость движения по мосту ограничена сорока километрами в час, но всего лишь несколько лет назад там висел знак "5", а само покрытие моста выглядело так, будто его долго  бомбили. После выхода на М18 машин на дороге стало больше, но, несмотря на это, езда была довольно комфортной и путь до Карелии не показался долгим. Последнюю перед прибытием в Видлицу  остановку мы  сделали в Олонце - сфотографировать деревянный мост и церковь над рекой. И вскоре после этого мы встретились в Видлице с авангардом. Жаль, что не досталось мне сауны - к нашему приезду ребята ее уже освобождали. Отметив наше воссоединение, мы отошли ко сну, чтобы хорошо подготовиться к завтрашнему дню, маршрут которого еще не был окончательно определен, равно как и конечная точка этого маршрута, про которую было ясно только одно - она должна была находиться как можно ближе к Кеми.

11 июня. Видлица - Беломорск. "Приключения" начинаются.

    Утром, расплатившись за гостиницу, мы стартовали вслед за первой машиной - Юра вел нас на водопад Койриноя. По сторонам я особо не смотрел, поскольку извилистая неширокая дорога требовала к себе повышенного внимания. Помню только, что лес по сторонам часто был сосновый, веселый. Да и погода была пасмурной. Ведомые "зеленым фургоном" мы успешно проскочили нужный поворот, к которому пришлось потом возвращаться. Съехав на грунтовку мы вскоре нашли место, где можно было поставить машины и прошли к водопаду. Вот и появился в моей "коллекции" ещё один карельский водопад. Увлекшись съемкой, я потерял крышку объектива своего нового фотоаппарата и, увы,  так и не смог ее найти. Зато во время поисков крышки выяснилось, что пропал также и паспорт - в кармане, где он должен был находиться, одиноко притулился только охотничий билет, взятый с собой на всякий случай. Восстановив ход событий, я понял, что оставил его в гостинице - отдав прошлым вечером администратору для оформления. А утром, сразу же после того, как я расплатился, администратора отвлек телефонный звонок и она забыла отдать мне паспорт. А я, взволнованный очередной встречей с Карелией, просто и не вспомнил о такой мелочи.
    Позвонив по мобильному в гостиницу, я убедился, что паспорт мой находится там. И вместо совместной поездки по интересным местам мне пришлось поворачивать назад, в Видлицу. Там я воссоединился со своим паспортом, сразу почувствовав себя намного увереннее, и созвонился с Юрой. Он посоветовал ехать через Олонец по М18 и постараться приехать на водопад Кивач, не слишком отстав от них.
    На Кивач мы прибыли немного позже Юры и Алексея. Я никогда не видел столько людей у водопада. На стоянке еле удалось найти  место для машины. О хорошей фотосессии говорить не приходилось вовсе - больше приходилось выслушивать: "Вы не могли бы подвинутся, мы тут снимаем...". Поэтому, осмотрев водопад и сделав несколько "дежурных" фотографий, мы отправились дальше. Юра и Алексей сразу же отправились в путь по прямой.  А нам предстояло ещё заехать в Гирвас - передать посылочку маме моей начальницы и погулять по Поор-порогу. Мы подъехали к порогу по одной из многочисленных дорожек, причудливо пересекающих друг друга в лесу, и прогулялись по его камням, осмотрев все - от начала до плеса Суны. И снова, как и в прошлом году, встретили рыболовов возле деревянного лотка. Отдав дань Поор-порогу и посидев немного на горке над плесом мы отправились вдогонку "зеленому фургону", экипаж которого решил обосноваться на ночь в Беломорске. Прибыли мы туда поздно. Особенно трудными были последние километры дороги, ведущие от трассы в Беломорск - узкая извилистая дорога с выбоинами и горбами на асфальте, с населенными пунктами со знаками "40" в них.  По приезде едва хватило сил, чтобы устроиться в гостинице и на автостоянке. А потом пришел крепкий здоровый сон...

12 июня. Беломорск - Кемь. Праздник города.

    Из Беломорска мы выезжали под аккомпанемент дождя. И сразу после выезда из города увидели "девятку", вылетевшую в кювет. Наша помощь там не понадобилась - рядом стояла пара машин и уже подъехали гаишники. До трассы мы добрались без приключений, а дождь кончился на полпути от Беломорска до Кеми. В пути сделали всего одну остановку и взобрались на холм, поросший невысокими сосенками по беломошнику с брусничником и черничником. На кустиках брусники кое-где уцелели прошлогодние, чуть иссохшие ягоды. Мы их даже попробовали - сохранив присущий бруснике горьковатый вкус, они оказались слаще осенних. Больше, до самой Кеми мы не останавливались. Прибыв в город и разместившись в гостинице, мы отправились походить по городу, который отмечал свой 222-летний юбилей. По такому случаю центральная часть главной улицы была с двух сторон перекрыта машинами ГАИ и нам ничего не оставалось, как поставить Ниву в ближайшем дворе и отправиться к Успенскому храму и музею Поморья пешком. Мы поснимали из-за забора вечно закрытый Успенский храм, прошлись по интересному подвесному автомобильно-пешеходному мосту через реку. А интересен он был тем, что ширина его была такой, что пешеходам приходилось тесно прижиматься к перилам, чтобы уступить место едущей по мосту машине. Потом мы посетили музей Поморья, где Алексей оставил в подарок двухтомник Онегова и клубный календарь. Отдали мы и должное празднику, понаблюдав его с тротуара главной улицы. Особенно впечатлил меня БТР, по которому детишки лазили с удовольствием, не меньшим, чем на расположенном рядом надувном городке развлечений.
    А потом была поездка в Рабочестровск, в объезд гуляющей площади, на декорации к фильму "Остров". Тот сарай, что слегка напугал Наталью в прошлом году железным стуком, был разобран, наверное, на дрова. У муляжа церкви появилась небольшая пристройка, а сам муляж оказался заселенным. Но жил в нем отнюдь не монах, а немного бомжеватого вида бодрый старичок в потрепанной морской форме. Мне даже стало неудобно за вторжение в его "частную собственность". Впрочем, вскоре подошли еще какие-то дамы и повлекли его с собой, рассказывая, что кто-то написал о нем репортаж, журнал с которым сейчас находится в гостинице "Причал". Когда они все ушли, чувство неловкости немного улеглось, позволив уже спокойно фотографировать вечернее море, "Остров" и кемский берег. Возвращаться в гостиницу пришлось снова в объезд главной улицы через вокзал - гуляние в городе продолжалось.

13 июня. Соловки. Прибытие.

    Посадка на "Василия Косякова" была успешной. Как обычно, первыми заходили интуристы, затем "организованные" группы от турбюро, ну а потом уже все остальные "шаромыжники" вроде нас. Хотя, как мне показалось, что мы были "шаромыжниками" первого класса - поскольку  у нас уже были билеты, мы прошли первыми, после того, как окончились все группы. Во время двух с лишним часов перехода от Рабочеостровска до Соловков кто-то из пассажиров провел все свое время в салоне, кто-то, напротив, развернул "кафе" с горячительными напитками и простыми закусками прямо на палубе. Ну, а остальные постоянно перемещались из салона на палубу и обратно. Фотоаппараты были почти у всех, и на палубе было тесно от щелкающих затворами на все четыре стороны света. Вид монастыря, вырастающего из моря, не произвел на меня столь сильного впечатления, как это было год назад - погода ли тому была виной или большое скопление народа на носу судна - не знаю. Немного позже "Косяков" подошел к самому дальнему Тамариному причалу и мы отправились через поселение к нашему туркомплексу, спрашивая дорогу к нему у каждого встретившегося. Из-за схожих названий двух приютов туристов нас то и дело пытались послать в разные стороны. Но, под тяжестью рюкзаков, не позволявших отклоняться далеко в сторону от дороги, мы все же пришли в нужное место. Заняв причитавшиеся нам места и разгрузив рюкзаки и прочие "гермики" мы отправились в обратный путь в поселение и к монастырю. Обошли вокруг монастырских стен, побродили внутри монастыря и прогулялись по поселку с посещением магазинов. К сожалению, в этот раз в продаже не было ни соловецкого хлеба, ни селедки-беломорки. Вечером после ужина в кафе туркомплекса мы сходили по дороге, ведущей на восток. Сначала мы обнаружили какие-то обвалившиеся строения, по-видимому, здесь когда-то был кирпичный завод. Чуть подальше обнаружились заполненные черной водой широкие прямоугольные канавы - бывшие торфоразработки. А пройдя еще дальше мы вышли на болото, в которое уходила дорога. И была эта дорога сырой и на всем своем протяжении до дальнего леса устланной через каждые пять-шесть метров срубленными тонкими березками. И мы повернули обратно. Где-то около половины двенадцатого вечера мы вновь пришли к озеру Святому в надежде застать закат над монастырем. Но, увы, небо уже было затянуто темными облаками и нам ничего не оставалось, как вернуться к себе в номер.

14 июня. Соловки. Пешком на гору Секирную.

    Утро пришло вместе с легким моросящим дождиком. Я очень хотел попасть в этот приезд на Секирную гору и по дороге туда осмотреть и другие достопримечательности, о которых успел прочесть перед поездкой. И мне казалось, что лучше всего будет проделать весь путь пешком. Дождь не слишком меня испугал - я знал, что вернусь в сухой и относительно теплый номер и у меня будет возможность переодеться во все сухое. Спутники же мои не решились на столь дальний "поход" и разбрелись, кто на экскурсию по монастырю, кто на лодочную станцию. А я вышел сразу после завтрака. Пройдя через Соловецкое поселение, я оказался на дороге, ведущей на Секирную гору - обычная хорошая грунтовка, наезженная ПАЗами и УАЗами. Ориентируюсь по карте острова я свернул на дорогу, ведущую, как мне казалось, к Филипповским садкам. Однако пришел я на свалку - груды ржавого железа от холодильников до катеров щедро были разбросаны  прямо у моря. И только вдали я сумел разглядеть что-то, похожее на дамбу. Поняв свою ошибку, я вернулся на дорогу и, обогнав группу организованных туристов, шедших под водительством экскурсовода на лодочную станцию, зашагал вперед по дороге. И вскоре увидал указатель "Филипповские садки". Как выяснилось позже, все значимые туристические объекты по пути на Секирную гору были отмечены подобными указателями. Свернув по указателю на дорогу, ведущую в лес я прошел по ней несколько дальше, чем было надо, не заметив за деревьями огромного поклонного креста. Поэтому к дамбе и, соответственно, к садкам, мне пришлось возвращаться. Дамба представляла собой неширокую насыпь из округлых валунов, местами покрытых оранжевым лишайником. Дамба отделяла от моря живописное озерко с солоноватой водой. Жаль, что моросящий дождик и отсутствие солнечного света делали картину слегка однотонной. Под камнями дамбы струились небольшие ручейки, стекающие из озерка в море. В морском заливчике сидели на воде чайки, иногда взлетавшие с испуганным хриплым криком. Я прошел по камням дамбы на мыс, откуда наблюдал проходящий мимо острова кораблик. Дождь начал моросить сильнее и я решил покинуть садки и продолжить свой путь к Секирной горе. Не пожелав возвратиться обратно, к указателю, я пошел вперед, в надежде, что тропа выведет меня на дорогу. Но вместо этого попал в болото. Вернувшись немного назад, я пошел по одной из перпендикулярных тропинок. И пришел к озеру. И снова мне пришлось возвращаться назад. Зато я обнаружил у пересечения дорожек не увиденный мной ранее в густоте деревьев огромный поклонный крест. Заглядевшись на него я вновь потерял направление и вышел... прямо к дамбе. И только после этого я сделал то, что нужно было сделать с самого начала - вернулся к указателю.
    Следующей целью был ботанический сад, вход в который располагался в семистах метрах в сторону от дороги, среди невысоких горок. В маленькой сторожке у ворот я купил входной билет, обратив внимание на то, что существует "единая цена" - для иностранцев и скидка с нее - для россиян и граждан СНГ. И снова дождик и хмурое небо не дали насладиться Соловецкими красотами в полном объеме. Поразили меня огромные тюльпаны, произрастающие на грядках. А вот монастырь с Александровской горки за пеленой дождя просматривался не слишком хорошо. Посетил я и дачу архимандрита - скромный деревянный домик о двух этажах с небольшими комнатками. Поскольку ни одной живой души рядом не оказалось, я вошел в дверь и даже прошел посмотреть, что же такого есть в комнатах. В коридоре и первой слева комнатке стояли на полу ящички с рассадой, во второй - лишь стол и лавка желтого дерева. Увидев, что мои мокрые кроссовки оставляют на недавно вымытом полу грязные следы, я предпочел ретироваться. Как мне кажется, архимандриты вроде бы не последние люди в церковной иерархии, но дача была очень скромна - в усадьбах новых русских даже прислуга живет в домах получше. Впрочем, кто этих архимандритов соловецких поймет...
    Спустившись с горки, я пошел к выходу, обозрев по пути сторожку, построенную в лагерные годы Соловков и валунный погреб. От работника ботсада, набиравшего воду из колодца рядом с погребом, я узнал, что здесь же был и воскоплавильный заводик, от которого остался только валунный же фундамент, расположенный между сторожкой и погребом. А погреб служил для быстрейшего охлаждения восковых пластин. Избыточное же тепло от заводика шло на отопление теплиц и парников. Попрощавшись с ботаническим садом, я отправился в дальнейший путь, сходя с дороги на обочину, когда сзади показывался автобус с паломниками, ведомый монахом. Дождь все продолжался, поэтому я не отказался сесть в остановившийся возле меня пустой автобус. Водитель сказал, что подбросит меня до озера Корзино, куда он везет какой-то груз. Так что через два-три километра мне пришлось вновь выходить на дорогу. Как раз в это время дождик прекратился и стало потихонечку появляться солнышко. Я дошел до развилки дорог, от которой до Секирной горы оставалось менее трех километров и пройдя немного по дороге, за очередным поворотом, я увидел далеко впереди белую церковь с красным куполом и золотым крестом, возвышающуюся над сходящимися вдоль обочин дороги стенами деревьев. И в больших лужах на дороге отражалась та же церковь. Еще немного и я подошел к большому поклонному кресту, у которого собралась группа паломников из обогнавшего меня автобуса. Солнце уже вовсю жарило с неба и я присел на лавочку в месте для отдыха, чтобы снять свитер и переодеть сухие носки. И в очередной раз подивился быстроте изменчивости беломорской погоды. На дороге, ведущей к вершине горы мимо монастырского колодца и валунной бани около него, я обошел паломников внимавших экскурсоводу и поднялся к церкви. К ее белому каменному зданию примыкал бревенчатый двухэтажный дом, почерневший от времени. За церковью я обнаружил знаменитую лестницу, ведущую вниз, к подножию горы. Я не смог сверху разглядеть, где же лестница кончалась. Чуть поодаль от лестницы, на самом склоне горы расположилась смотровая площадка, откуда открывался вид на расположенное внизу среди леса озера, а подальше, за лесом, начиналось уже Белое море. Уже уходя от церкви я сделал ее последний снимок, поймав на одном из кончиков перекладины золоченого креста отраженное солнце. Спустившись вниз я обнаружил на стоянке около поклонного креста несколько автобусов. Поскольку питьевая вода взятая с собой у меня закончилась, а монастырский колодец был закрыт, я спросил у одного из водителей, а нет ли по дороге родника. Выяснилось, что к роднику надо идти лишних пару километров. Видя мое нежелание идти лишку, водитель предложил мне минералки из своих запасов. Пить очень хотелось, поэтому я не отказался, но сделал всего пару глотков, стараясь растягивать их как можно дольше. Когда я отдал бутылку обратно водителю, он поинтересовался, почему  я так мало пил. Я ответил тем, что чем больше пьешь, тем больше хочется, а мне еще идти километров двенадцать с лишком обратно. И тогда он сказал не понятую мной фразу о том, что вот он поедет обратно на легковой и может подвезти меня. Я не отказался от его предложения, хотя и был несколько удивлен тем, как, сидя в дожидающемся туристов автобусе, он может подвезти меня на легковой. С тем и отправился в обратный путь. Вскоре я дошел до синего озера у дороги и попробовал его воды. В бутылке озерная вода приобрела  торфяной коричневый оттенок, но была холодной и вкусной. А потом я то и дело вскакивал на обочину, уступая дорогу идущим навстречу или догоняющим меня автобусам. Попался мне навстречу и УАЗ - "козел". Наконец бурное движение транспорта прекратилось и я пошел по дороге ровным и, по возможности, скорым шагом. Заслышав сзади очередной мотор, я вновь взобрался на обочину. Рядом со мной остановился недавно встреченный мной УАЗ, за рулем которого теперь сидел недавний водитель автобуса. Теперь до меня дошел, наконец, смысл его предложения и я с удовольствием воспользовался его предложением. Тем более, что уже слегка натер ноги в сырых кроссовках. Водитель довез меня почти до самого туркомплекса. А по пути мы поговорили с ним о жизни соловецкой. Он приехал сюда лет тридцать назад на три года, по распределению, да так и остался жить здесь. Для кого-то подобная жизнь может показаться каторгой, для кого-то быть скучной и однообразной. А для местных - просто привычной и другой им не надо. Денег он с меня не взял, хотя я и предлагал, да не один раз. На том и попрощались и я, насидевшись в машине, поначалу еле переставлял ноги. Хорошо, что идти было недалеко.
    Потом горячий душ и ужин сделали свое дело, "реанимировав" меня,  и после ужина мы еще раз сходили к монастырю за вечерним светом. И вновь небо было в облаках. По возвращении мы покатались на водном велосипеде по небольшому озерку рядом с туркомплексом. У велосипеда был сломан руль и вместо него было выдано недлинное весло, с помощью которого можно было поворачивать велосипед в нужную сторону. Зато это удовольствие было бесплатным и нам посчастливилось увидеть ондатру, пересекавшую озеро поперек. Она бодро плыла по тихой глади воды к берегу не обращая на нас никакого внимания, оставляя за собой расходящийся угол взволнованной воды, в вершине которого торчала ее округлая голова. Когда ондатра подплыла к берегу, показалось на мгновение, что она продолжила свой путь уже под землей, войдя в нее не останавливаясь. Во всяком случае, она мгновенно исчезла из виду. Когда мы вернулись на берег, то обнаружили, что время уже довольно позднее - а на улице было светло  - совсем как ранним вечером в Подмосковье. Да и ночью тоже было светло от практически незаходящего солнца, несмотря на испортившуюся заполночь погоду.

15 июня. Соловки. Дождь.

        Дождь зарядил еще ночью, а утром разошелся вовсю.  И не видно было. что он может закончиться скоро. Лодочную экскурсию решили отменить. Немного промокнув вчера, я не пошел с ребятами, решив подремать. И как же хорошо спалось под шум дождя за окнами. А Алексей с Юрой, прогулявшись под дождем в своих "непромокаемых" одеждах, вымокли до нитки. Дождь закончился лишь в два часа ночи.

16 июня. Соловки. Каково же было наше удивление...

"Здесь вам власть не советская, здесь власть соловецкая

    Вымокшие вчера ребята не отважились на большую пешую прогулку, и мы заказали машину, чтобы проехать вновь маршрутом на Секирную гору и  вернуться оттуда кружным путем мимо Савватиевского скита, школы юнг и Красного озера. А перед тем заехали посмотреть на лабиринты. Мы были там первыми, но очень скоро начали подтягиваться группы туристов, в основном, состоявшие из женщин. И вновь началось хождение по лабиринтовым дорожкам - опять заработал вечный двигатель людского любопытства и подражания. А вот что может стать с этими людьми, ходящими кругами, если, согласно одной из гипотез, лабиринты создавались для того, чтобы души умерших не могли выйти из них и не мешали живущим?..
    После лабиринтов мы посетили Филипповские садки и ботанический сад, где я выступал уже в роли экскурсовода. Когда мы проезжали мимо озера Корзино, к дощатой пристани на берегу швартовались несколько лодок - очередная экскурсия. От водителя мы узнали, что с лодочной станции отправляют две экскурсии разными маршрутами по каналам Соловецкой водной системы. И, туристы приплывшие на пристань озера Корзино затем идут пешком, через Секирную гору, к другому озеру, где ждут их лодки другой экскурсии, идущей в это время на озеро Корзино.
    Когда мы подъехали к Секирной горе, наш водитель сказал, что будет ждать нас у основания лестницы. Оказывается, там тоже есть дорога, идущая через болото, вся в ухабах и рытвинах. Осмотрев церковь с маяком наверху и полюбовавшись со смотровой площадки на Соловецкие дали, мы спустились вниз по лестнице. Спуск был крутым и долгим - не зря где-то посередине лестницы предусмотрено место для отдыха со скамейками. С этой горы, вдоль лестницы, во времена ГУЛАГа спускали вниз "отказников".
    Водитель уже ждал нас внизу и мы продолжили поездку. Сюда я в прошлый раз уже не ходил. Нам была показана Савватиевская пустынь, где во время войны находилась школа юнг. Ныне там стоит небольшой домик, где проживают монахи и два старых здания - разваливающееся, без крыши, деревянное и кирпичное,  в лесах. Однако, следов работ не было видно, хотя, по слухам, здание это реставрируется. Здесь юнги только учились, а жили они немного дальше в лесу - в больших землянках, от которых остались только ямы в склонах холмов. Посетили мы и озеро Красное, откуда начинается соловецкая гидросистема. Здесь мы увидели искусственную валунную же дамбу, по которой сверху проходила дорога. Перепад высот этого и следующего за ним озера - девять метров.
     Дальше, на берегу одного из озер мы увидали следы пожарища, оставшегося от дома. Зола вокруг фундамента, остатки обугленных бревен и валяющиеся на земле причудливо свернутые металлические листы - вот и все, что осталось от  коттеджа, построенного здесь москвичами, арендовавшими участок у озера на девяносто девять лет. От всех их трудов уцелела только баня на берегу. Москвичи проводили в коттедже лето, а на зиму наняли присматривать за домом местных. Которые успешно этот дом спалили и сгорели в нем сами.
    Затем мы вернулись на дорогу, по которой ехали к Секирной горе. Погода опять начала стремительно портиться, засобирался дождь, и водитель предложил отвезти нас в кафе, где он подождет, пока мы пообедаем. В кафе мы уже забегали под проливным дождем, который закончился к концу трапезы.
    После обеда водитель отвез нас на пристань, возле которой стояли только большие теплоходы. "Василия Косякова" среди них не было. Кроме нас ко времени отхода по расписанию подошли только две пары туристов-палаточников. На одном из пришвартованных суденышек нам удалось узнать, что "Косяков" ушел в половине второго. Никаких объявлений, никаких официальных лиц на пристани не наблюдалось. Не зная местных "обычаев" мы проторчали на пристани слишком долго и потеряли возможность уйти на каком либо из "Святителей" - монастырских суденышках, бегающих в Кемь и обратно с группами паломников и берущих на борт, при наличии места, шаромыг вроде нас. Когда же стало ясно, что с Соловков нам сегодня не выбраться, переменчивая северная погода вновь наградила нас дождичком, который явно собирался усилиться к ночи. И мы отправились искать ночлега в ближайшую гостиницу неподалеку от причала. Мест в гостинице не было. Мы позвонили в другую гостиницу, расположенную неподалеку. Предлагаемые цены были астрономическими и пришлись нам не по вкусу. В конце-концов мы вызвали такси и отправились в наш туркомплекс, где и сумели найти приют.

17 июня. Соловки - Петрозаводск.

        С самого утра, сразу же после завтрака, мы с Юрой отправились в центр культурной и прочей жизни Соловков - к Соловецкой Ассоциации гостеприимства, в надежде узнать обстоятельства вчерашнего форс-мажора и поискать шанса отплыть в этот день как можно раньше. Удалось выяснить. что пятнадцатого, в непогоду, МЧС снимало большую группу финских туристов с одного из Кузовов более трех часов. А на следующий день, шестнадцатого эта же группа отбыла с Соловков на "Василии Косякове" в половине второго вместо половины шестого, как значится в расписании. А мы остались на Соловках еще на день.
    Вскоре к причалу подошел "Василий Косяков" и Юра сходил на пристань - узнать, годны ли еще наши вчерашние билеты. Заодно он обогатился информацией о том, что всех, кто должен был отбывать вчерашним рейсом, предупредили заранее. Мы в число этих "всех" не вошли. Взять нас сегодня со вчерашними билетами вроде бы соглашались, но "Косяков" на сей раз отходил по расписанию, что было для нас поздновато и напрочь ломало график последних дней - под угрозу ставилась поездка на Кижи, куда для нас уже были взяты билеты, за которые еще предстояло вернуть деньги.
    Нам удалось выяснить, что в три часа будет уходить монастырский катер в Кемь - на другом причале, который нам указали в центре гостеприимства, висела на столбе бумажка. Ближе к полудню к нам подъехали с остальными вещами наши спутники, остававшиеся до той поры в гостинице. Потом мы по очереди ходили перекусить, а ближе к двум часам перетащили вещи на причал. Вскоре начали подходить паломники и чем ближе был час отплытия, тем больше их становилось. Примерно в то же время подошли и наши вчерашние коллеги по несчастью - палаточники. Выяснилось, что отходят два катера - один идет на Заяцкий остров, второй - в Кемь. Я, честно сказать, боялся, что нашей компании может не хватить места, но все обошлось. Эти, маленькие на вид, посудины могли принять на борт шестьдесят человек. Сначала на катер пропустили организованные группы паломников, а потом взошли на борт и мы, оплатив билеты. Часть вещей мы сдали в носовой трюм, а рюкзаки засунули под лавки на корме, на которых с трудом разместились и сами. Отход задержался несильно и вскоре монастырь стал уходить назад. Очень долго была видна Секирная гора и церковь на ней. К счастью, обошлось без дождя, и нам посчастливилось увидеть в море пару лениво качающихся на волнах тюленей, а потом, на большом отдалении, и белух, гоняющих беломорскую селедку. Присмотревшись, можно было увидеть, как далеко в море вздымалась над водой белая полоска, а потом черный хвост бил по воде, вздымая тучи брызг.   Ну а потом вдали показался Кемский берег...
    По прибытии в Кемь выяснилось, что, в довершении к остальным неприятностям,  в Ниве, по непонятным причинам, сел аккумулятор. Сел напрочь. Попытки завести машину с помощью оказавшейся рядом старенькой "девятки" привели только к закипанию тосола в последней. Нам повезло, что метрах в ста от стоянки случился большой автобус, от мощных аккумуляторов которого удалось "прикурить". Машину к автобусу мы подкатывали на руках, хорошо, что под горку.
    Заехав по пути в гостиницу, чтобы забрать оставленные там вещи, мы попутно выяснили, что деньги, заплаченные за вторую ночевку пропали - нам никто не собирался их возвращать. Потом мы поехали в боксы, где Юра оставил свою Хонду. Там моя Нива заглохла - от включившегося вентилятора не выдержал генератор. И опять повезло, что у в машине у хозяина бокса оказался мощный аккумулятор - "прикурить" удалось без проблем. Наскоро побросав вещи в машины мы стартовали в Петрозаводск - время неумолимо катилось к ночи. При выезде из Кеми шлагбаум на железнодорожном переезде опустился прямо перед носом. А товарный поезд, как назло шел медленно и был очень длинным. И, чтобы машина вновь не заглохла от включившегося вентилятора, я включил отопление салона и все время вынужденной стоянки отчаянно газовал, к вящему удивлению железнодорожницы у будки и водителей стоящих сзади автомобилей. Наконец  пытка поездом окончилась, поднялся шлагбаум, и Нива, еще сильнее взревев напоследок, рванулась в свой путь к Петрозаводску. До заправки в Сегеже мы доехали без приключений. Однако, заглушив машину на заправке я вновь не смог ее завести - стартер не крутил, а только щелкал. Выручил меня водитель то ли минивэна, то ли микроавтобуса, потаскав немного Ниву по площадке у заправки. Машина сразу же завелась, и следующие сто с лишним километров пути я ехал с повышенными оборотами, не включая передачу выше четвертой. И больше уже не глушил машину до последнего момента, пока не поставил ее на стоянку в Петрозаводске. В гостиницу мы вползли ужасно усталыми и сразу же завалились спать.

18 июня. Кижи.

    С трудом проснувшись утром, я сходил в ЦКИ, к Ирине, за билетами на "Комету". В гостеприимном подвальчике ЦКИ, где зимой тепло, а летом прохладно, мы попили чаю и немного поговорили. А затем я отправился в гостиницу - вскоре надо было идти на пристань- на посадку. "Комета" отходила от самого дальнего причала и не была заполнена до отказа, хотя было и несколько организованных групп, и какие-то командированные и местные жители. Честно скажу, весь путь до Кижей я продремал в кресле, боясь укачаться. Кижи встретили нас серым облачным небом без малейшего намека на солнце и синеву. Пройдя по деревянному тротуару к кассам, взяв билеты и выслушав предупреждение о кишащих в траве острова змеях, мы отправились к погосту и музею под открытым небом. Времени у нас было больше, чем в мой прошлый приезд сюда и я успел обойти всю "деревянную" выставку, послушать звон колоколов в небольшой часовне и посетить открытые на сей раз дома - музейные экспонаты. Почти в каждом из домов мы встречали смотрителей и  девушку в ярком старинном наряде, выполнявшую какую-нибудь старую крестьянскую работу. Одна вязала рыболовную сеть, другая ткала на ткацком станке, третья сучила льняную нить... Пока мы обходили музей под открытым небом, на остров с двух больших теплоходов высадился огромный французский "десант". Я насчитал шесть групп, обходивших одна за другой погост и деревянные строения под водительством тараторивших по-французски экскурсоводов. Останавливались эти группы и у деревянной часовни, на маленькой колокольне которой звонарь развлекал публику колокольным звоном. Внизу, рядом с часовней, лежал открытый футляр от какого-то музыкального инструмента, куда полагалось бросать денежки. Точь-в-точь, как у музыкантов, играющих в метро и подземных переходах Москвы.
    Наше пребывание на острове подходило к концу и мы отправились на пристань, успев зайти в зимнюю церковь и сделать несколько фотографий Кижского погоста. И только когда мы уже садились в "Комету" впервые за этот день из-за туч ненадолго выглянуло солнце.
    По приезде в Петрозаводск мы хотели сходить в знакомое нам кафе, но оно оказалось закрыто и нам пришлось искать другое место. Поужинали мы в ресторанчике в каком-то старом здании со стенами полутораметровой толщины. А ближе к вечеру прогулялись по набережной, вновь посмотрев на причудливые скульптуры, чаек и уток в озере. Вечернее солнце наглухо спряталось за тучи и не было того разноцветного заката, какой мы наблюдали в прошлом году. Ну, а на следующий день надо было вставать пораньше. И мы вернулись в гостиницу.

19 июня. Петрозаводск - Пушкино.

    И вот наступил последний день поездки - вернуться домой мне было нужно этим же вечером. Поэтому подъем был ранним и старт быстрым. Погода снова хмурилась и изредка принимался идти дождичек. Правда, езде по асфальту дождик не мешал, но на этом асфальте было слишком много населенных пунктов и знаков ограничения скорости вне их. Да еще и в паре-тройке мест стояли гаишные "засады", так что не приходилось даже и мечтать о том, чтобы ехать побыстрее. А потом кончился асфальт и начался немного раскисший от дождя грейдер, на котором машину иногда таскало, как по льду. Особенно это становилось заметным при скорости свыше шестидесяти километров в час. И, как обычно, издевательски выглядели на дороге знаки "70", в то время как сама дорога вынуждала в этом месте ехать с гораздо меньше скоростью. Особенно разбитой дорога была возле границы Карелии и Ленинградской области. И, помимо дорожного указателя, яркой приметой Ленобласти были уходящие по сторонам лесовозные дороги и штабеля бревен, сложенные в этих местах у обочины. Встретилась нам и пара лесовозов. Приехав в Вознесение мы застали небольшую очередь ожидающих паром машин. Сам же паром в это время стоял, не подавая признаков жизни, у другого берега. Во время ожидания мы наблюдали за неспешной жизнью малой части Вознесения - на берегу, неподалеку от парома паслось стадо коз с молодыми козлятками. Грациозно прыгая по камням, они постепенно приближались к стоящим машинам. Одна из козочек подошла и к нам. От предложенного печения она отказалась и ушла искать счастья дальше. Кто-то из знающих предложил ей сигарету, которую она с удовольствием слопала. Затем пассажиры одной из машин стали выгуливать кота. Сначала - на поводке, потом отпустили его погулять самостоятельно. В это время котом заинтересовался большой лохматый беспризорный пес, и кот забился под машину. Пса немедленно отогнали, а кота доставали из-под машины еще минут пять. Наконец, сразу же за тем, как по Свири неспешно проследовала в сторону Ладоги самоходная баржа, груженая трубами, оживился паром на другом берегу. На него стали заезжать машины, а потом, толкаемый буксиром, он отвалил от другого берега. Скоры и мы уже грузились на паром, путешествие на котором заняло около десяти минут.
    Ну а дальше дорога сама понесла нас к дому. За Белым ручьем мы попрощались с грейдером и по асфальту полетели к дому, останавливаясь только чтобы заправить машину и перекусить. Вечером этого же дня, проехав более тысячи километров, я был уже дома.

Соловки-2006  Соловки-2010