Отчеты

Паанаярви.

Фотоотчеты о поездке: Мышкин
, У дороги, Паанаярви. День первый, Паанаярви. День второй, Паанаярви. День третий;

Предисловие. 

    Этот отчет написан не в строгом хронологическом порядке. Дело в том, что я разделил его на части, каждая из которых посвящена отдельной теме. А именно - городу Мышкину, который изначально не входил в планы поездки. Затем - рассказ о дорогах. Об известной и многократно пройденной ранее их части - и только то, что было необычным или не встречавшимся ранее. А о пути от Лоухов до Паанаярви и от Паанаярви до Лоухов - поподробнее, поскольку проезжали мы этой дорогой впервые, да и отчетов о ней было не так уж и много. Ну а последняя часть посвящена нашему трехдневному пребыванию в Паанаярви - самой интересной части нашей, с позволения сказать, экспедиции, в которую мы отправились совместно с Yuricon'ом. С его впечатлениями о поездке вы можете познакомиться в разделе "отчеты" конференции на сайте www.k2000.ru 
 

Мышкин. 

"Дорога в дождь - она не сладость.
Дорога в дождь - она беда"

     Начало маршрута в этом году отличалось от обычных моих путей на Север. Обладая избытком свободного времени в первый день поездки, итогом которого должна была стать ночевка в Вологде или немного дальше, я решил посетить славный город Мышкин. Причин тому было несколько. Во-первых, мой товарищ по поездкам на Север Юра очень впечатлился посещением города Углича, от которого Мышкин находится в тридцати семи километрах; во-вторых, мой коллега по работе побывал в Мышкине во время круиза на теплоходе и очень интересно рассказывал о том событии; и, наконец, в-третьих, мне очень нравятся маленькие зверьки, давшие имя городу и я давно уже хотел посетить тамошний музей мыши.
    На всем протяжении моей дороги в Мышкин я ехал под аккомпанемент дождя, уже вполне осеннего и нудного, но, иногда, переходящего в кратковременный ливень. При въезде в город меня встретил слегка потрепанный "монумент" с гербом с ярославским медведем и мышью. Въехав в город, я повернул направо, к пристани, возле которой стояла пара круизных теплоходов. Одним из них был "Михаил Калинин", на котором совершил свое летнее путешествие мой коллега. Около пристани находилось строение, в котором расположилось кафе с небольшим баром и двухэтажным залом, в который надо было проходить по узкому коридору. Под сильным дождем я вышел из машины и сразу же пошел в кафе, где неплохо и относительно недорого перекусил, хотя, как мне показалось, кусок мяса мог бы быть и побольше. В торце строения, глядящем на пристань, примыкая к нему, под навесом на деревянном помосте расположилась сувенирная лавочка, с изобилием самых разнообразных мышей в витринах. Чуть поодаль от навеса был установлен флюгер, естественно, с фигурой мышки. Поглядев на сувениры, подождав пока закончат свои покупки последние круизеры, я тоже приобрел несколько сувениров и, заодно, поболтал с их продавщицей. Показал ей и свою мышь - талисман, который был приклеен на панели моего авто, но отклеился после июльской поездки, не выдержав испытания грейдерами. Поскольку такой мыши в лавочке не было, продавщица подарила мне тюбик клея, чтобы я смог приклеить мою мышку обратно. Что я и сделал несколько позже. Спросивши продавщицу о пути к музею, отправился туда. Поскольку часть улиц в Мышкине имеет одностороннее движение (напомнив мне этим город Вельск), а нарушать правила я не собирался, то поехал длинным путем, заодно посмотрев этот небольшой городок. При тяжелой облачности, застилавшей небо, показался он мне серым, как мышиная шкурка. А при солнце, наверное, выглядел бы повеселее. Подъехав, по приметам, к месту расположения музея мыши, я обнаружил целый конгломерат различных музеев, находящихся один неподалеку от другого. И стенд, извещавший о том, где какой музей находится. Под моросящим слегка дождем я поднялся от улицы вверх - к музею мыши. И - обнаружил, что он закрыт. Хотя табличка на двери сообщала, что в день и час моего прибытия сюда - музей должен бы быть открытым. Ужасно расстроившись, я собирался было пойти куда-нибудь узнать о причине закрытия. И тут увидал двух женщин, направляющихся к музею. Вскоре музей был открыт и я вошел внутрь. Билет стоил двадцать рублей, фотосъемка, кажется, еще десять. Но на экскурсию по музею надежд не было - экскурсовода, оказывается, надо заказывать заранее. Судя по всему, централизованно экскурсии проводятся только для пассажиров круизных теплоходов, коих в сезон навигации в Мышкин заходит великое множество. Ну и ладно, появился лишний повод побывать в Мышкине еще раз. Я осмотрел экспозицию музея. состоящую в основном из фигурок мышей из самых разных материалов и прибывших сюда из самых разных уголков Земли, сфотографировался на фоне двух "мышелюдей" (или "людемышей") и поговорил со смотрительницей. А затем отправился в музей "столицы лоцманов" или Мышкинский краеведческий музей, что находится по другую сторону улицы. Здесь тоже не было экскурсионного обслуживания, но смотрительница пересказывала то, что запомнила, слушая экскурсоводов. И еще задавала мне вопросы о назначении тех или иных предметов старины. Я сумел угадать только веретено и узнать стеклянную мухоловку. Последнее сильно удивило смотрительницу, и я открыл ей секрет - о такой мухоловке мне рассказали в музее чайника в Переславле. От нее же я узнал, что краеведческий музей посещает не в пример меньше народу, чем соседний музей мыши - какие-то неурядицы между владельцами музеев и чиновниками. Также поразил меня отдел новейшей истории, а именно экспозиция вооружения немецкой армии времен Великой Отечественной. Ведь в этих краях боев не было.
    У краеведческого музея, оказывается, имелся еще и филиал под открытым небом. В нем были выставлены старые деревянные дома и хозпостройки, а также ретротехника. На одной большой площадке можно найти и пушку, и локомобиль, и... Впрочем, это лучше увидеть. А я побродил под дождиком между бревенчатыми домиками, полюбовался парком разнообразной техники. И вот уже пришла пора мне покидать город Мышкин. Перед отъездом я еще раз совершил "круг почета", проехавшись по центральной части города и, вскоре, выезжал на дорогу по которой приехал сюда. Конечно же, под аккомпанемент дождя. Останавливался я по дороге в Углич только для того, чтобы сфотографировать большую березу на краю деревни. А была эта береза интересна тем, что одна половина ее лежала на земле, отломанная совсем недавно. И в этом, видимо, был повинен циклон, принесший нескончаемый дождь. Конечно же, Углич я проезжал тоже под дождем и город, застилаемый сеткой дождя, не показался мне во всей своей красе. А после Углича началась моя дорога на Север.  
    
    

Долгими дорогами. 

Автотранспортным средствам
 из 51-го региона посвящается...

    Я не собираюсь подробно описывать дороги, ведущие из Москвы на Север - в Карелию и, далее, в Заполярье. Это сделано много раз до меня и ветеранами и неофитами подобных поездок. Здесь я просто расскажу о том, что показалось мне интересным на долгом пути туда и обратно. Слишком долгом по сравнению с очень небольшим промежутком времени, проведенным в Паанаярви, в общении с чудесами Северной Карелии.
    Всего за это путешествие я проехал чуть больше четырех тысяч километров и встречался с разными ситуациями на дороге и около нее. Как я уже писал, начал я свое путешествие с заезда в город Мышкин. Отклонился я от своего привычного маршрута, повернув на Сергиев Посад. Проехав через весь город, свернул налево по указателю на Калязин и по немного узкой и извилистой, но вполне приличной дороге доехал до Веригино, за которым повернул направо. Дождь, начавшийся с утра, сопровождал меня на всем пути до Мышкина. Поэтому два небольших участка грейдера, встретившимися на моем пути до Углича, были довольно скользкими и послужили своеобразными провозвестниками грядущих грейдеров, которые должны были встретиться в нашем путешествии. В Угличе я переехал через Волгу по мосту-плотине местной ГЭС и по хорошей асфальтовой дороге приехал в город Мышкин. Там оказалось, что в Ярославль можно уехать, как по той дороге по которой я приехал, так и переправившись паромом на другой берег Волги. Местные жители считают второй вариант лучшим. Однако паром ходит раз в час, а я опоздал к очередному рейсу на пять минут. Поэтому вернулся в Углич и оттуда отправился в Ярославль, в который въехал со стороны знакомой мне объездной дороги. И снова Ярославль стал для меня камнем преткновения. Новый мост через Волгу только заканчивают строить, как и новую объездную, однако указатели уже заклеивают под новый маршрут. Последний указатель, который, видимо, не успели заклеить и ввел меня в заблуждение, отправив ровно в противоположную сторону. Наконец, после долгих метаний и расспросов местного населения, я все же выехал к мосту через Волгу. Но уже не опережая отправившегося в путь Юру, а отставая от него.
    Встретились мы на заправке в Грязовце, а заночевали в гостинице в Ферапонтово. Перегон от Ферапонтово до Сегежи не запомнился ничем необычным, разве что только почти постоянными дождями по трассе, да большим, чем в прошлые годы, количеством машин на трассе от Ферапонтово до Медвежьегорска. Большинство встречных и попутных легковых автомобилей были из Мурманской области. Еще бы - взамен разбитой и забитой фурами Ленинградки или грейдера от Вытегры до Шокши с непременным паромом в Вознесении, они неслись по новой, с иголочки, дороге от Вытегры до Пудожа. После ночевки в Сегеже мы без приключений добрались до поворота на Пяозерский, где и встали на дорогу, которая вела к нашей цели - Паанаярви. Поскольку дорогу эту мы проходили впервые, я расскажу о ней отдельно немного ниже.
    На обратном пути нам встретилось еще больше машин с цифрами "51". Все остальные регионы были представлены в гораздо меньших количествах. Казалось, вся Мурманская область устремилась в эти дни домой. И почему-то они еще мешали на заправках Юре, заставляя его долго ожидать доступа к колонке. За Медвежьегорском большой участок дороги был на ремонте. И если при его начале встречные потоки разделяли и пропускали по очереди, то дальше - в сторону Гирваса, каждый выбирал себе место на дороге сам. Было даже так, что встречный поток шел справа от нашего, создавая впечатление будто мы находимся в стране с левосторонним движением. Хорошо, что ехавший впереди меня большой внедорожник восстановил статус-кво, сгоняя встречные машины с нашей полосы.
     Заночевали мы на одной из турбаз неподалеку от Петрозаводска, куда и отправились с Юрой поутру на его Хонде, оставив ОКУ дожидаться нас на стоянке. В Петрозаводске Юра провел  для меня экскурсию по центру города, в основном по книжным магазинам и заведениям общественного питания. Посетили мы также Центр Культурных Инициатив и Петрозаводскую набережную, которую я теперь буду тоже посещать при каждом своем приезде в Петрозаводск. Жаль, что погода была облачной и изредка накрапывал дождик. Правда, подобная погода была нашим постоянным спутником в этой поездке. Закончив прогулку по набережной,  мы отправились в обратный путь. Вернувшись к своей машине я отпустил Юру вперед, а сам решил объехать ремонт по старой мурманке, свернув на нее в Гирвасе. Дорога там довольно живописна и в июле я проехался по ней с удовольствием. И в этот раз, казалось, путь будет легким и приятным. Однако, за Юстозером дорога становилась все хуже и хуже, и вместо девяноста-ста километров в час скорость упала до семидесяти-восьмидесяти, а иногда приходилось двигаться и совсем медленно. В результате я сильно устал и отстал от Юры на пару часов. К тому же, всего за двенадцать километров до Пудожа, где мы ночевали, был остановлен сотрудниками ГАИ за превышение скорости и потерял около получаса. Да и превышение было незначительным - чуть больше десяти км/ч, учитывая абсолютно пустую дорогу, на которой даже мигнуть мне о "засаде" было некому. И все же я воссоединился со скучающим Юрой до того, как стало слишком поздно для хорошей дружеской беседы за накрытым столом.
    На следующий день, хорошо выспавшись мы отправились в перегон Пудож - Вологда, с заездом в Саминский и Андомский погосты, чтобы сфотографировать там деревянные мосты и церкви. И вновь дорога была довольно пустой, только один 51-й регион попадался навстречу. В Саминском погосте мы сфотографировали две деревянных церкви, одна из которых почти полностью развалилась на составные части. Заезд же в Андомский погост был более интересен. Поворот туда находился в конце моста через реку Андому и на этом повороте стояла машина ДПС. По мосту же впереди нас медленно полз трактор. Юра обогнал его еще на мосту, немного нарушив правила. Я хотел сделать тоже самое, но в последний момент притормозил и обогнал трактор уже в месте, где сплошная разделительная закончилась. За что и удостоился саркастической улыбки гаишника, стоявшего у машины. Затем, когда мы уже снимали первый деревянный мост (предназначенный некогда для узкоколейной железной дороги), нас попросили сфотографировать их две бабушки с маленьким ребенком в коляске. Одна из них говорила с певучим вологодским акцентом, вставляя то и дело слово "любушка". И даже приглашала нас с Юрой попить чаю. 
А узкоколейная дорога отслужила свое и ее уже разбирали, сняв рельсы с моста. И гаишники стояли там не зря, останавливая тех, кто не остановился возле знака "STOP" у переезда через эту, несуществующую уже, железную дорогу. Видимо, делали они это в последний раз - поскольку бригада рабочих снимала рельсы уже у самого шоссе.
    К вечеру мы прибыли в Вологду и я, даже без обычных проблем с ориентированием, нашел дорогу к гостинице, которую выбрал Юра. Устроившись в номере мы отправились побродить по Вологде. Погода стала налаживаться и подарила нам красивое зрелище соборов Вологодского Кремля и вечернего города. Жаль, что вместо фотоаппарата у меня в руках была только... непочатая бутылка пива. Зато Юра нафотографировался от души.
    А наутро мы стали на путь к дому. Погода, хоть и была облачной, но обошлось без дождя и солнце иногда радовало своим появлением. Я останавливался полюбоваться пейзажами, сделать фотографии, а также для покупок - за городом Ростовом вдоль дороги вовсю продавали грибы, яблоки, клюкву, чернику и, конечно же, знаменитый ростовский лук. Дорога была отличной и омрачилась только аварией на границе Московской области, неподалеку от поста ДПС. Пришлось немного постоять в пробке, пока гаишники затаскивали на эвакуатор одну из пострадавших машин. Вторая стояла на обочине с сильно искореженной передней частью. Наверное, произошло лобовое столкновение, хотя встречные полосы и были разделены здесь широким газоном. Вскоре я был дома, и позвонил Юре,  приехавшему минут на сорок раньше моего, хотя проехать ему пришлось большее расстояние. 

   

Труден путь в Паанаярви.

    И начинается он от поста ГАИ при повороте на Лоухи. Сначала мы движемся по асфальту, становящимся с каждым километром все более разбитым и непредсказуемым. Юрина Хонда движется впереди, виляя между ямами и буграми и мне остается только реагировать на его движения и внимательно смотреть за стоп-сигналами. Движется он с приличной скоростью, иногда доходящей до сотни километров в час. Но вот, при проезде какого-то населенного пункта Хонда ныряет в огромную яму - у меня даже сердце замирает на мгновение. Но, слава богу, все обошлось и Юра продолжает свой путь. А я медленно и аккуратно проезжаю эту яму.
    Вскоре асфальт сменяется грейдером. По моему мнению те, кто называет этот грейдер плохим - просто еще не ездили по действительно плохим грейдерам. Я до сих пор не могу забыть осенний грейдер Подпорожье - Вытегра. А здесь, по дороге к Пяозерскому, не могу угнаться за Юрой, порой "летящим" под сотню. Вполне понимая и разделяя его нетерпение. 
    Одну из немногочисленных остановок мы делаем в деревне Софпорог. Дорога там раздваивается, да и вид на окресности открывается весьма привлекательный. Проведим фотосессию, после которой поворачиваем на левую дорогу и тут же, на мосту через реку, встречаем большой джип из Москвы, несущийся навстречу. Аборигену, стоящему на мосту, ни джип, ни наши машины неинтересны - он с большим интересом озирает окрестности - видно, большие машины и цифры чужих регионов в этих краях уже примелькались. Дальше, на одном из поворотов, к которому примыкает второстепенная дорога, сидит на обочине автостопщик неопределенного пола. Но ему (ей?), наверное, надо в другую сторону.
    Улетает назад каменистый грейдер, в некоторых местах засыпанный песком, к счастью, добротно укатанным. Подъемы сменяются спусками, правые повороты - левыми. Чувствуется, что мы проезжаем водораздел, поскольку дорога вначале медленно, но неуклонно поднимается вверх, а затем также медленно начинает опускаться вниз. Вот, наконец, и Пяозерский. Первое, что мы видим на въезде в поселок - покосившаяся будка слева и синий плакат справа, возвещающий о начале погранзоны. Будка пуста, шлагбаум открыт - "Воспоминаия о будущем"... Мы сворачиваем направо к другому шлагбауму, который приветливо поднимается, пропуская наши машины на огороженную территорию. Юра решил разведать заправку. Однако наша ошибка тут же разъясняется местными работниками - заправка осталась сзади, перед въездом в поселок. Но, по случаю выходных, она не работает и откроется только в понедельник. Я начинаю жалеть, что не заправился в Лоухах. По указателям мы добираемся к визит-центру парка - выкрашенному в черный цвет строению, за сетчатым забором с воротами. Мы ставим машины у ворот и идем внутрь. Дежурная, куда-то позвонив, сообщает, что инспектор скоро будет. А мы осматриваем холл визит-центра, небольшую столовую налево от входа и, издали, небольшой же музей. Потом выходим на улицу и в сером свете пасмурного дня ожидаем прибытия инспектора. Не проходит и часа и дама-инспектор появляется. Юра начинает оформление необходимых бумаг, а я, окрыленный сообщением о том, что бензин могут подвезти к домику, бегу к машине за канистрой, каковую и оставляю вместе с деньгами, у инспектора. Тут же выясняется, что рыбалка запрещена только на реке Оланга, а на озере - хоть обловись, но только "сорной" рыбой. Хариуса, кумжу, сига и еще какие-то породы разрешено вылавливать только в единичных экземплярах, а также надо заносить их в ведомость, которую выдают в конторе визит-центра. Наконец, все оформлено, деньги заплачены, Юра нагружен ответственностью за мое здоровье и мы отправляемся выбирать домик в Цилиндровке. Правда, до домиков нам еще ехать семьдесят шесть километров... Инспектор предупреждает нас о том, что первая половина дороги будет хуже второй.
    Мы еще успеваем заехать в магазин и закупить недостающие продукты. Еще одна остановка - у выезда из Пяозерского возле небольшого порога-водопадика с беседкой у дороги. Приятно удивляет отсутствие каких-либо ленточек на беседке и на деревьях. А Юра замечает отсутствие оных не сразу, а только с моей подсказки. И снова - в путь по грейдеру. Юра снова идет ведущим и держит скорость весьма приличной. Иногда, чтобы догнать его, мне приходится идти под сотню. На не совсем ровной дороге, да еще с поворотами, держать такую скорость для меня не слишком комфортно. За одним из поворотов на противоположной стороне дороги замечаю большую промоину, попасть в которую значило бы потерять машину. Юра, видимо, тоже ее заметил, поскольку скорость его движения несколько снизилась, хотя и осталась довольно высокой. Но так уже ехать вполне приемлемо. Сначала по дороге встречается много машин - в основном, "классика" или девятки. Некоторые из них едут очень быстро. Встречаем мы и пару лесовозов. Но чем ближе к парку - тем меньше встречается машин и дорога действительно становится получше. Хотя и первая ее половина не показалась мне совсем уж плохой. Грейдер, как грейдер.
    Юра останавливается, завидев гору Нуорунен и открывает фотосессию. Небо закрыто облаками, солнца не видно, но и дождя тоже нет. Вскоре мы подъезжаем к кордону. Путь в национальный парк преграждает шлагбаум. Слева стоит домик, а возле домика установлена на деревянном каркасе солнечная батарея. Нас встречают инспекторы, Юра предъявляет въездные документы и спрашивает дорогу. Путь открыт. Еще шестнадцать километров каменистого грейдера с подъемами и спусками - и мы у цели. Нас немного сбивает с толку надпись "Ципринга", но подойдя поближе к домикам, мы все же убеждаемся в том, что прибыли именно в "Цилиндровку". Долгий путь закончен и нам предстоит провести здесь три замечательных дня.
    А через три дня, по уже до боли знакомой дороге, мы покидаем "Цилиндровку" и немного позже, оставив позади кордон и сам национальный парк Паанаярви. За время нашего пребывания дорога сильно не ухудшилась и я, следуя близко за Юрой, наблюдаю, как из под задних колес его Хонды во всех направлениях разлетаются камни. Как ни странно, назад они почти не летят. По дороге мы прощаемся с Олангой, тропой на Кивакку, придорожными ламбинами. И снова небо  серо и изредка накрапывает дождь. По-дружески попрощавшись с инспектором на кордоне, мы отправляемся в сторону Пяозерского. Поднимаясь вверх по дороге, въезжаю в полосу тумана, которая  ни что иное, как зацепившиеся за холмы тучи. Я приотстаю и отпускаю Юру немного вперед. Поскольку по грейдеру все стараются ездить посередине, а видимость ограничена туманом - все мое внимание поглощает дорога. Очень не хочется встретиться с местным "летчиком" капот к капоту. Слава богу, что почти все встречные машины едут с включенными фарами.  Наконец, подъем сменяется спуском, туман рассеивается и я обгоняю Юру, который остановился на дороге. Видя, что все в порядке - я уезжаю дальше. Ожидаю его уже на въезде в Пяозерский, где он снова занимает привычную позицию впереди. Мы снова заезжаем на заправку, где не находим ни одной живой души. Бензина до Лоухов нам должно хватить, и мы отправляемся дальше, тем более, что по словам местных жителей, бензин здесь не лучшего качества. Снова накрапывает дождик и недалеко за Пяозерским нас ожидает сюрприз - размокшая дорога, ехать по которой немного сложно. Так, увидев издали встречную машину, я решаю принять правее и поворачиваю руль. Машина продолжает ехать прямо и мне с трудом удается заставить ее переместиться правее. Хотя никакой колеи нет и в помине, а вся дорога разъезжена мелкими колейками. Вскоре Юра останавливается и спрашивает меня, а этой ли дорогой мы ехали сюда. Я, без большой уверенности отвечаю, что этой, поскольку другой главной дороги здесь все равно нет. Мучения наши, к счастью, продолжаются сравнительно недолго и вскоре грейдер вновь становится привычным, с летящими из под колес камнями. Кое-где видны следы ремонта дороги, заключающиеся в засыпке песком больших ям и последующей укатке этого песка. Встречаем мы и пару дорожных машин, стоящих у обочины. Затем появляется асфальт, по которому мы едем уже с большей осторожностью, чем по пути сюда. Но все заканчивается хорошо и вскоре мы выезжаем на трассу М18 у поворота на Лоухи. Гаишники, стоящие на перекрестке лениво измеряют скорость моей ОКИ радаром и также лениво отворачиваются - не впечатлились. Грейдерный участок нашей нынешней поездки практически окончен. Но путь до дома еще очень далек. 

Три дождливых дня в национальном парке.

"Умный в гору не пойдет..."

    Приехав к "Цилиндровке", мы поставили машины на площадке перед знаком "стоп" и пошли осматривать домики. Их было два и оба они были пусты, соседи должны были появиться только через несколько дней, и мы могли выбирать себе любой. На некоторое время мы уподобились буриданову ослу, но затем было решено бросить монету - и нашим пристанищем на четыре ночи и три дня стал домик, ближний к дороге, но дальний от бани. Все оставшееся время мы посвятили переносу вещей из машин в домик, колке дров из дровяника для растопки печи в домике, приготовлению нехитрого ужина и ревизии "лекарственных" средств. Ревизия, начавшись в домике, затем плавно перетекла на улицу, где мы расположились на столике возле кострища. Юра развел небольшой костер и мы вполне комфортно скоротали долгий темный вечер дружеской беседой. Вернувшись в домик, мы обнаружили, что там довольно жарко и слегка угарно от печки, посему дверь оставили открытой, завесив ее только марлевым пологом. В тот вечер нас в первый раз посетила кошка. Странная немного кошка, надо сказать. Она долго ходила кругами, громко мяуча с предварительным мурлыканием, пищу нашу, предлагаемую ей,  принимала неохотно, зайдя в домик скоро покидала его и отправлялась бродить вокруг него. Мы сначала решили, что кто-то из гостей парка "забыл" кошку здесь. Потом выснилось, что это кошка женщины-инспектора из домика неподалеку. Женщину эту мы так и не увидели ни разу. Да и была ли она в том домике в это время? А вот кошка ее доставила мне несколько неприятных минут. Первой же ночью, во сне, я увидал медведя, который пытался открыть подслеповатое окно у изголовья лавки, на которой я спал. Он скреб когтями по раме, пытаясь проникнуть в дом. Проснувшись, я с трудом осознал, что скреблась в оконце кошка, хотя дверь в домик и была открыта. Меня эта кошка донимала еще пару вечеров, а Юра, хоть и не вполне нашел с ней общий язык, относился к ней весьма благосклонно. С появлением новых соседей, кошка, кажется, исчезла. Возможно, ее забрали инспекторы, уезжавшие со смены.
    Подъем на следующее утро был довольно поздним, чему способствовала хмурая погода и вчерашняя "ревизия". Однако, еще  вчера,  было принято решение посетить бывшую деревню Вартиолампи, пройти до водопада Киваккакоски, а вечером - устроить баню. Поскольку мне должны были привезти канистру с бензином, то для передвижения по парку мы выбрали ОКУ. На ней мы и отправились по дороге вдоль Оланги к Вартиолампи. На дороге, в целом неплохой, местами были небольшие промоины и лужи, так что ехать приходилось с некоторой осторожностью. На развилке мы увидели указатель, и вскоре уже выезжали на просторное открытое место, где и находилась когда-то деревня Вартиолампи. На самом деле, деревни никакой уже давно нет и в помине -  только холмики, поросшие березками, да стенды с упоминанием о том, кому принадлежал дом, некогда находившийся на этом месте.  Я обратил внимание на то, что если имя хозяина или хозяйки дома были русскими, то фамилия - финская и наоборот. Ну а жили эти люди в красивом месте - у широкой, спокойной в этом месте реки, с лугом и прекрасным видом на гору Кивакка. Жаль только, что не было солнышка в тот день, что не дало в полной мере почувствовать красоту этого места. Видимо, люди, жившие давно, умели выбирать для жилья красивые места, радующие глаз и успокаивающие душу. Правда, надо думать, выбор места облегчался немноголюдностью этих суровых северных мест. Впрочем, кое-какие строения в деревне все же имелись - дом-спальня с нарами в два яруса и стоящее напротив него новенькое строение - большая столовая с кухней. Наверное, их обитатели проживали здесь коммуной. Двери в оба дома были подперты чурбачками - никаких замков не было. И еще одно строение стояло поодаль - большой бревенчатый сарай, зияющий пустотами между бревен. Табличка на стене сарая гласила: "Краеведческий музей "На семи ветрах"". В сарае вдоль стен были сложены различные сельхозорудия. Побродив по деревне, мы спустились к Оланге, пофотографировали и вскоре отправились дальше по полевой дороге. Доехав до шлагбаума, перегородившего дорогу в лес, мы поставили машину на стоянке и отправились по тропе, на которую указывала стрелка. Тропа шла через лес, то убегая от Оланги, то снова возвращаясь к ней. Было нежарко, солнце было надежно укрыто тучами и идти по тропе было легко. Там, где почва была заболочена или протекали ручейки, были проложены деревянные мостки; местами тропа шла по камням. Почти в самом начале пути нас встретил местный "леший" - похожая на человеческую голову кочка торчала прямо посередине тропы. Сходство с головой дополняли пряди травы, свешивавшиеся по обе стороны, как длинные волосы, расчесанные на пробор посредине лба. В достопримечательных местах нас ожидали информационные стенды, содержащие сведения о месте, мимо которого мы проходили. Некоторые из них напоминали столики, на которые можно было поставить бутылку пива, которую мы предусмотрительно захватили с собой. На пути попадались подберезовики, которые мы срезали и прятали у тропы, чтобы захватить их по дороге обратно. И вот, наконец, мы услышали шум падающей воды. Но это был еще не водопад, а, всего лишь, первые пороги. Остановились мы и здесь - на фотосессию. У вторых порогов, пошумнее и побольше первых, тоже задержались. Дальше тропа уходила в камни и терялась. Однако, стенда с указанием на то, что это и есть водопад, не было. И я, сжигаемый нетерпением добраться до цели, отправился вперед, оставив Юру фотографировать. Пройдя немного по загибавшемуся вправо берегу, я сначала услышал водопад. Но, только выйдя на одну из скал, смог его увидеть во всей красе. Белый пенящийся поток с шумом падал вниз в окружении скал, каменные бока которых были покрыты лишайниками. Выше, на плоской части, на толстом моховом ковре росли ели и березы. Было похоже на Кивач, но только этот водопад был помощнее. Кроме того, у водопада было и второе русло, в котором вода ниспадала по невысоким ступеням меж каменного хаоса, на котором причудливо лежали бревна, некогда бывшие деревьями. То ли их принесли издали и бросили здесь паводки, то ли это были следы прежних лесосплавов - мне остается только догадываться. Второе русло находилось по правую сторону от основного водопада и соединялось с левым там, где течение уже почти успокаивалось. Здесь же, в месте где оканчивался пенистый поток, я обнаружил каменную стену, идущую вдоль берега. В верхнюю часть стены, прямо в валуны, были вбиты металлические костыли. Наверное, это были остатки гидротехнического сооружения, предназначенного для лесосплавов - чтобы бревна не выбрасывало на берег. С этой стены я посмотрел на водопад и пожалел о том, что солнце пряталось за серыми тучами и не могло создать радуги в водяной пыли, висевшей над падающей водой. Ниже, за водопадом, река поворачивала налево и текла размеренно среди низких берегов, усеянных небольшими камнями и поросших осокой. Небольшой кусок берега выделялся необычайно белым цветом камней. Подойдя поближе, я увидел, что берег сплошь покрыт слоем какого-то вещества грязно-белого цвета, напомнившего собой раскатанный тонким слоем материал, из которого строят свои гнезда осы. Скорее всего, это было засохшей пеной водопада, принесенной сюда потоком после какого-то обильного дождя. На ощупь этот материал также наводил на мысли об осиных гнездах, напоминая собой сначала хорошо размокшую, а потом высохшую бумагу. Здесь же я обнаружил канатную дорогу через реку, заканчивающуюся светло-желтой будкой на другом берегу. Принцип ее действия так и остался загадкой для меня, поскольку на моей стороне металлический трос был жестко закреплен на вертикальной стойке с растяжками, а продемонстрировать работу сооружения было некому.
    Побродив еще немного по берегам Оланги и еще раз полюбовавшись водопадом, мы отправились в обратный путь.  По совету Юры я завернул посмотреть на место за вторыми порогами, где когда-то стояла мельница. От мельницы остались только два истертых жернова, один из которых лежал на дне, а второй - стоял, прислоненный к прибрежному камню. На обратном пути мы собирали припрятанные грибы. И я вспомнил байку про белок, создающих осенью тайники с едой и не могущих их найти зимой. Но грибов мы нашли достаточно для того, чтобы Юра занимался ими весь вечер. Вернулись мы к домику, когда неспешные северные сумерки готовились сменить серый облачный день. Как я уже сказал, Юра занимался грибами и готовкой ужина. Я же колол дрова для домика и бани, топил печи, таскал воду. Баня, заявленная, как сауна, оказалась обычной баней. Но натоплено было жарко - свеча, установленная в моечном отделении от жары просто скрючилась. А поставить свечу снаружи, у окошка бани мы не догадались, хотя там уже стояли огарки.  Вечер завершился шикарным ужином и разговорами далеко заполночь.
    Наступил второй день пребывания в Паанаярви. И снова утро выдалось облачным и с дождиком, под которым мы отправились к мосту, где нас должен был ожидать инспектор, чтобы предоставить нам лодку. Конечно же, не инспектора, ни лодки возле моста не оказалось - мы просто не поняли объяснений, данных в визит-центре парка. Я предложил съездить на кордон, Юра согласился со мной - и мы отправились за шестнадцать километров. На кордоне встретили смену, едущую как раз на лодочную станцию. Они же и привезли мне канистру с бензином, которую я тут же вылил в бак. Нам объяснили дорогу - как раз по ней Юра и предлагал отправиться - и снова в путь. Дорога с промоинами напомнила вчерашнюю, но была подлиннее и с более крутыми подъемами. Перед одним из них я даже немного постоял в раздумье - а сможет ли ОКА взять это препятствие? Взяла...
    Вскоре мы подъехали к базе инспекторов, где мне сказали отогнать машину на стоянку. Мы разгрузились, я отогнал машину и догнал Юру и инспектора, отправившихся на лодочную станцию. И тут выяснилось, что я забыл в машине фотоаппарат. Инспектор взял мой рюкзак и удочки, и я отправился за фотоаппаратом. Придя на станцию, я застал финальный аккорд обучения Юры премудростям владения мотором и рулем лодки. Инспектор не смог отправиться с нами, мотивируя это тем, что ему надо принимать дела, да, к тому же, он еще не пил чаю. С тем мы и отвалили от пристани: Юра - за капитана-моториста, я - за матроса-бездельника. Под дождиком Юра вывел лодку на простор озера и мы неспешно поехали вперед. Первая остановка была возле Красных скал. Здесь отвесные стены северного берега озера поднимались высоко вверх и здесь же находилось самое глубокое место на озере - более 120 метров. Дождик то становился сильнее, то почти затихал. Ветер потихоньку усиливался. И дул он с северо-востока. Юра героически исполнял обязанности капитана, сидя высоко на корме и принимая на себя все заряды дождя и встречный ветер. Я же поплотнее закутался в плащ и натянул шапку поглубже. Подойдя к очередной цели - водопаду Мянтюкоски, Юра заглушил лодку и я на веслах завел ее в бухточку, закрытую от ветра, где мы и оставили лодку, привалив камнями веревку, привязанную к носу. Неподалеку от водопада находилось хорошо оборудованное место для палаточного лагеря. По тропе мы подошли к водопаду. Он был совсем не такой мощный, как вчерашний, но необычайно красив, отчасти напомнив мне водопад Джур-Джур в Крыму. Белые струи, падающие по ступеням, покрытым ярко-зеленым мхом, ровный шум воды, густой лес по берегам, извивающиеся под прозрачной водой у подошвы водопада зеленые русалочьи волосы-водорсли  - чудесная картина. Можно было просто стоять и любоваться этим чудом. Мы поднялись, фотографируя, от самого низа до вершины горки, возвышающейся на водопаде. Постояли немного и пошли обратно. Здесь, впервые нас порадовало солнце, еле пробившееся сквозь плотные серые тучи и запутавшееся в покрытых бородой лишайника ветвях высохшей сосны. Побродив немного по каменистому берегу ручья и напившись его водой, мы отправились к другому водопаду - Мюллюкоски, который находился  на противоположном, южном, берегу озера. Пока мы делали этот переход погода, как это часто бывает на севере, стремительно изменилась. И к другому берегу мы приставали уже под синим небом и ярким солнцем. Мюллюкоски был, на мой взгляд, не так красив, как Мянтюкоски, но в свете солнца больше играли красками осенние деревья по его берегам и падающая вода; пена, собиравшаяся в тихих местах казалась снежно-белой,  да и шумел Мюллюкоски посильнее. Впечатлили развалины старой мельницы - черноту старых, промокших насквозь, бревен только подчеркивали яркие солнечные лучи, пробивавшиеся сквозь лес. И здесь, на берегу, лежали старые жернова.
    После посещения водопадов я попытался немного половить "на дорожку", но так ничего и не поймал. Когда мы подходили к пристани, солнце уже спряталось за тучи и снова в воздухе повисла морось. Мы вернулись в свой домик и там решили, что завтра, если погода будет совсем плохой и Кивакка будет закрыта туманом - мы вновь отправимся на лодке, а если нет - то идем на Кивакку. Еще мы успели сделать несколько фотографий заката над Олангой - уходящее за горизонт солнце окрасило тучи огнем. Правда, закат был недолгим, да, кк тому же, у меня сели батарейки в фотоаппарате. В тот же вечер приехали наши соседи - пара из Петрозаводска на УАЗе "Патриот". Мир, как обычно, оказался тесен - по весне они встречались с нашим одноклубником GEM'ом. Нашлось и еще несколько "точек соприкосновения" и вечером мы хорошо поговорили с нашими новыми соседями.
    Следующее утро вновь подарило нам моросящий дождик, но тучи шли высоко. Мы снова съездили в Вартиолампи и убедились, что вершина горы не скрывается за пеленой тумана. Вернувшись к домикам мы, после короткой подготовки и просьбы к соседям не занимать баню, которую мы собирались посетить по возвращении, отправились в авто-пеший поход на Кивакку. Проехав около десяти километров мы оставили ОКУ на стоянке возле дровяного сарая и отправились по тропе, в начале которой стоял указатель. И здесь тропа была обустроена - информационные стенды, деревянные мостки во влажных или заболоченных местах и даже скамейка на полпути к вершине. После Крымских гор подъем не показался мне тяжелым, чему способствовала прохладная погода, отсутствие комаров и слепней и сравнительно пологий подъем, с недлинными крутыми участками. Проходили мы и открытые участки, заболоченные, с высохшими деревьями. Информационный щит позиционировал одно из таких мест, как "висячие болота".
    Когда мы поднялись достаточно высоко то позади, сквозь вершины елей и пелену тумана стали видны леса и серые зеркала небольших озер, а также ближние и дальние вершины гор. И снова пришлось пожалеть о том, что солнце скрыто за тучами и не увидеть нам карельских просторов во всей их красе. Вскоре мы вышли на первую вершину - безлесную, с покрытыми лишайниками каменными глыбами. На одном из камней оранжевый лишайник образовал самые настоящие спирали-лабиринты. Здесь, на открытом месте, мы сполна почувствовали ветер и дождь. Юре стало настолько некомфортно, что он решил незамедлительно возвращаться в наш домик - отогреваться и проводить "лечебные процедуры". Мне же очень хотелось взойти на главную вершину с крестом и геодезическим сигналом. Но не ценой здоровья своего спутника. И я попросил Юру дать мне сфотографировать небольшое озерцо под главной вершиной, где, кстати, мы были бы защищены ею от ветра. Сфотографировав озерцо и вернувшись немного назад, я обнаружил Юру, поднимающегося наверх. Все его беды были позабыты и он быстро поднимался к верхнему плато, где располагались разнообразные сейды. Видимо, Юра нашел свое - то, что позволило ему позабыть о невзгодах и тяготах нашей прогулки под дождем и ветром. Ну а я с радостью взобрался на самый верх, откуда любовался водопадом Киваккакоски, разливом реки Оланга и видом на Пяозеро. И снова дальний край огромного серого зеркала скрывался за пеленой дождя и тумана, заставив пожалеть о том, что погода не подарила нам хотя бы пяти солнечных минут на вершине горы. Обратный спуск был вовсе нетруден. На пути мы встретили одну только группу туристов. Ведший их мужчина был немного обрадован тому факту, что нашлись еще чудаки, идущие в такую погоду в горы. Ну а мы, посидев и перекурив на лавочке с видом на висячие болота, продолжили свой путь и вскоре садились в нашу ОКУ, возле которой теперь стояли "четверка" и "Нива". Остаток дня был посвящен бане, которую мы приняли засветло и принятию "лекарственных средств" от простуды. Вот так и закончилось наше пребывание в Паанаярви.