Отчеты

Мурманск.

"За Полярным кругом крик
Белых чаек,
Красят в разный цвет дома в Мурманске.
Цапли кранов не скучают,
Корабли в порту встречают..."

Из песни

В Мурманске я был только один раз - в 2003 году. Тогда я смог увидеть немногое - запомнились многочисленные придорожные торговцы семгой на въезде в город, чередование городских кварталов и желто-зеленых сопок, городской вокзал, да пара магазинов, куда мы заезжали прикупить продуктов. В этом году я решил исправить оплошность и посмотреть Мурманск получше. Поскольку программой поездки Мурманску отводился только один полный день, пришлось обратиться к помощи Интернета. Очень скоро я сумел найти неплохой сайт с описаниями достопримечательностей города. И с его помощью выбрал основные объекты осмотра. К сожалению, никак не мог найти информации о том, открыт ли музей на ледоколе "Ленин". Но особо не расстраивался, решив всё выяснить уже на месте.
  Дорога в Мурманск началась из Рабочеостровска, на следующий день после прибытия с Соловков. Изначально было решено ехать в ночь до Кандалакши, а уже оттуда поутру в Мурманск, с заездом в Ревду. Изменил это решение ветер, бушевавший в день приезда в Рабочеостровск. И тогда уже был забронирован номер в "Причале" на 17 июня - ехать в автомобиле в ночь, после двухчасовой качки не хотелось, а гарантии тихой погоды никто мне дать не мог. И, хотя в утро отплытия на Соловки ветер и дождь неожиданно закончились за пятнадцать минут до посадки, меня всё же преизрядно укачало. На обратном пути было гораздо лучше, но жалеть о принятом решении не пришлось - чувствовалась усталость после насыщенных событиями дней на Соловках.
  Местами подразбитая дорога до Полярного круга не давала отвлекаться на окружающие пейзажи. Дежурная остановка у стелы, отмечающей Полярный круг, где от разноцветного изобилия ленточек уже не осталось живого места на окружающей растительности. Появилась и другая традиция - основание стелы усеяно мелкими и не очень монетками. И кто-то, видимо, не найдя мелочи положил рядом старый разводной ключ. От Полярного круга до самого Мурманска пошла весьма неплохая дорога - без выбоин, позволяющая спокойно держать достаточную скорость. Пришлось постоять на перегоне между Кандалакшей и Кольской АЭС - шел большой ремонт и машины пропускались дорожниками по очереди. Впрочем, задержка была весьма незначительной. А вскоре дорога начала подниматься и опускаться, открывая чудные виды на Хибины. В Мончегорске стало меньше дымов, а изуродованная десятилетиями химических атак земля потихоньку начинает зеленеть и выглядит уже не так жутко, как семь лет назад.
  А вот и два кольца, друг за другом, от которых начинается дорога в Ловозеро и Ревду. Здесь дорога мало изменилась по сравнению с позапрошлым годом - гладкий асфальт ненадолго сменяют выбоины и ямки, и вновь ровная серая лента стелется под колеса. Заезд в Ревду был вызван посещением музея Саамской литературы и письменности - там мне надо было сделать несколько фотографий музейного интерьера. К сожалению, хранительница музея была в это время в Мурманске и встреча с ней состоялась в тот же вечер. А в минералогический музей попасть не удалось - пришлось ограничиться небольшой пробежкой в сторону рудника Карнасурт. Горы вокруг рудника всё еще были покрыты полосами нерастаявшего снега.
  Ревда осталась позади и вскоре на дорожных указателях последовательно появились Лапландия, Кильдинстрой, Кола. А за ними и Мурманск. Хоть и стоит на дороге белый щит с надписью Мурманск, но в городские кварталы ведут многочисленные левые отворотки. Одна из них ведет на Кольский проспект. Там, в одном из домов, сейчас находится хранительница музея Надежда Большакова. Получив указания по проезду к месту, выруливаю к торговому центру "Молодежный" и около него оставляю машину. Нужный дом находится с трудом - уж больно запутана здесь нумерация, а дома расположены ещё и друг над другом - на скальных уступах. И вскоре я уже записываю виртуальную экскурсию на диктофон, а потом мы пьем чай на кухне. В Мурманске прохладно и все вспоминают короткий период тридцатиградусной жары в конце мая. Мы расстаемся и дальше дорога лежит в Долину уюта - в гостиницу "69 параллель". Я видел указатель и запомнил нужный поворот, да вот беда - поворачивать нужно налево, а левый поворот как раз и запрещён. Приходится ехать дальше и я лихо разворачиваюсь  на месте, предназначенном для разворота встречного движения, сопровождаемый гневными сигналами идущей сзади машины и недоуменными взглядами водителей, едущих мне навстречу. "Да он тут не один, здесь их сотни" - вспоминается старый анекдот. Но все заканчивается благополучно и я мысленно извиняюсь перед мурманчанами - нужный разворот всего в ста метрах далее.
  Гостиницу я, конечно же, проезжаю мимо, а потом долго выясняю у двух девушек на немноголюдной улице, как же мне её найти. Они тычут рукой в здание, метрах в трехстах позади и говорят: "Вот это и есть шесть-девять". А я-то думал, что Долина уюта - это обособленное место, на приличном расстоянии от городских кварталов, где есть только гостиница и спортсооружения.
  Ночь светла как день, но всё равно спится замечательно. А утро открывает за окном синее-синее небо с легкими белыми облачками. Здравствуй, Мурманск! Знакомство с городом начинается с проспекта Ленина, в который переходит проспект Кольский. Поставив машину на стоянке, прогуливаемся до театра, вокруг которого идет большой ремонт, покупаем в ларьке подробную карту Мурманска, и возвращаемся назад  мимо городского Дома офицеров, возле которого чудесный сквер с фонтаном и забегаловка, где жарят шашлыки. Фотографирую два интересных плаката, относящихся к ГДО.

 

 

 

 


 



  Вернувшись к машине, едем на центральную площадь Мурманска - Пять углов.
 О том, что название это официальное, свидетельствует табличка на троллейбусной остановке. Проезжаем немного за площадь и оставляем машину на стоянке возле магазина. Погода с утра хороша - прохладно и солнечно, и мы отправляемся прогуляться.
  Сначала обходим площадь, сверяясь с распечатанными дома материалами. Вот Y-образная гостиница "Арктика", ныне превращенная в большой рекламный щит, глядящий на площадь.  За сквером скрывается здание областного дворца культуры. В начале улицы, ведущей к нему от площади, расположилась "биржа извозчиков", а точнее несколько нарядных лошадей и пони, как запряженных в  небольшие кареты, так и стоящих под седлом. Привлекает к себе внимание манекен, изображающий серую лошадь, под красным седлом и в красных "носочках". Делаю пару снимков "биржи" и вдруг с удивлением замечаю, как покачав головой и нетерпеливо стукнув копытом,  "манекен" вновь принимает абсолютно неподвижную позу.  Чудеса, да и только.
  Переходим на противоположную сторону площади и идем по направлению к железнодорожному вокзалу. Если перейти через пути, то можно попасть на морской вокзал, у которого поставлен на стоянку атомный ледокол "Ленин", по слухам, превращенный ныне в музей. Поднимаемся на переходной мост, но морского вокзала с него не видно. И снова возвращаемся на площадь, решив проехать до морвокзала машиной. Долго стоим у переезда, ожидая окончания маневров небольшого состава. Наконец переезд открывается и мы едем дальше.
  И, как обычно, я поехал не в ту сторону. Проезжаем мимо каких-то невзрачных корпусов и заборов, за которыми свалка ржавого металла - наверное, здесь режут корабли. Справа открывается вид на гору, на которой стоит "Алеша" - там мемориал защитникам Заполярья. Решаю ехать туда, но дорога упирается в какие-то склады. Изучив карту, вновь решаю повернуть обратно и всё-таки доехать до морвокзала. Немного попетляв по кривым припортовым дорогам все же добираемся до площади, на которой и стоит столь желанный нам объект. И рядом, у крайнего причала он - ледокол "Ленин", со спущенным вниз длинным металлическим трапом. Трап периодически трется о металл плавучего причала и скрипит.
  Здесь, у трапа стоит небольшая толпа, к которой присоединяемся и мы. Тут же выясняется, что экскурсии на ледокол проводятся с 11 до 16 часов, один раз в час. И количество экскурсантов - не более сорока. Нам везёт: время - без двух минут четыре и мы попадаем в число тех сорока счастливчиков. Поднимаемся на борт по трапу и берем билеты в кассе, оборудованной рядом со входом в кают-компанию, куда всех и приглашают зайти и сесть на стулья. Собрав всех экскурсантов, экскурсовод просит нас не отклоняться от маршрута, которым нас поведут и ни в коем случае не заглядывать ни в какие помещения и каюты во время экскурсии - у атомохода есть экипаж, который и поныне трудится здесь. Сама экскурсия несколько поверхностна - мы посещаем пару залов управления, заглядываем сверху сквозь внутренние иллюминаторы на реакторный зал, проходим в носовой турбинный отсек и, наконец, приходим в главную рубку, откуда открывается вид на морвокзал и ближние к порту дома Мурманска.
  После чего желающих приглашают пройти в просмотровый зал, ближе к корме и посетить тематическую программу "мирный атом". На программу остается около половины экскурсантов и вскоре мы рассаживаемся за столами с мониторами и небольшими пультами управления. За нашим столом - четверо. Программа оказывается детской, с такими же детскими викторинами, за победу в которых полагается приз. Когда начинается первая викторина, я лениво нажимаю кнопочки, перемещая курсор к правильному ответу. Соседи по столу нажимают кнопку "ответ" и просят делать это быстрее. Оказывается, надо не только правильно ответить, но ещё и сделать это быстрее других. Поэтому, из-за моей лени наш стол занимает только третье место из пяти. Вторую викторину мы отвечаем куда быстрее и делим первое место с другим столом, который и выигрывает в общем зачете и уходит с призами. Также призы достаются и трем семьям с маленькими детьми. На этом и заканчивается экскурсия по атомоходу. Что ж, я вполне доволен - детская мечта побывать здесь сбылась.
  А
на площади у причалов вокзала уже стоят машины свадебного кортежа, пьют шампанское гости, а жених и невеста закрыв очередной замок на ограждении, бросают ключи в воду.  Мы подходим посмотреть на эти замки. Их здесь много - на любой размер, цвет и вкус. Особенно впечатляет один, где к Любе и Ване приплелся ещё и Алекс с секьюрити.
  Мы оставляем вокзал и снова отправляемся в центр - пришло время пообедать. С картой города, где помимо улиц указаны ещё и разрешенные направления движения, ехать гораздо проще. Поизучав карту, прихожу к выводу, что левые повороты на перекрестках в Мурманске вовсе не приветствуются и являются, скорее, исключениями. Впрочем это не мешает мне довести машину почти до ГДО и поставить её в один из дорожных карманов.
  Мы присмотрели эту шашлычную ещё утром. На углу, рядом с боковой стеной ГДО расположен шатер, за которым скрыто, так что с улицы не видно, стоит жаровня. Рядом - небольшой скверик с фонтаном и детской площадкой. Остальная же часть скверика заставлена столиками, стоящими в тени деревьев. Все они заняты публикой и нам ничего не остается, как занять место в шатре. Впрочем, там довольно комфортно и совсем не душно, как можно было бы подумать. А шашлык оказался хорош! И совсем недорого - восемьдесят рублей за сто граммов уже готового жаренного мяса. Правда, маринованный лук продавался отдельно, а помидоров и вовсе не было. Но взяв по двести пятьдесят граммов на брата, мы уплели его с большим удовольствием, запивая томатным соком!
  Пока мы отдавали должное шашлыку, начался небольшой дождик и народ повалил с улицы в шатер. Рядом с нами за столиком расположились три дамы непреклонного возраста, притащившие с собой тарелки с тем же шашлыком и ещё коробочку с копченой рыбой, вроде салаки. Тут же, прямо из воздуха,  появилась бутылочка "Пять озер" в три четверти литра и, побулькав в пластиковые стаканчики, так же таинственно исчезла. Впрочем, долго наслаждаться этим зрелищем не удалось. Дождик закончился и шашлык, копченая рыба в прозрачном контейнере, а вместе с ними и дамы покинули шатер. Немного посидев после сытного обеда, мы тоже поспешили на улицу. Нас в этот день ещё ждали "Алеша" и Семеновское озеро.
  Опять же, при помощи карты, мы легко нашли дорогу на Зеленый мыс, где на высокой сопке стоит мемориал защитникам Заполярья. Хотя и пришлось дать приличного крюка - опять таки из-за запрета левых поворотов. И вскоре, по очень круто поднимающейся вверх улице, мы въехали на стоянку у мемориала. Здесь целый комплекс памятников и памятных знаков, Вечный огонь с могилой Неизвестного солдата и два зенитных орудия - в память о зенитчиках Мурманска. Недавно там появился ещё один памятный камень - посвящение полярным конвоям союзников. И венчает вершину сопки тридцатиметровая фигура "Алёши" - солдата, глядящего на запад. А какой вид открывается отсюда на город и Кольский залив с его бесконечными портами и причалами. Сам залив скорее похож на широкую спокойную реку. И прежде всего я направился именно на край сопки, заворожённый открывшейся панорамой. И фотографировал, и просто смотрел, наслаждаясь видом. И никак не мог себя заставить уйти с облюбованной мной точки, приковавшись взглядом к неспешной работе портовых кранов, тянущихся над заливом на запад дымов заводских труб, катерку, спешащему от Абрам-мыса к причалу морского вокзала... Казалось бы, я мог простоять так целую вечность. Однако нужно было заканчивать программу дня и отправляться спать - назавтра предстоял тысячекилометровый пробег в Приладожье.
  С большим сожалением оторвавшись от тихого созерцания, я продолжил осмотр мемориала
и фотосессию. Здесь ко мне подошли немолодые туристы из Барнаула, приехавшие специально на воскресный заплыв через Кольский залив, от какого-то Алтайского физкультурного клуба, с просьбой запечатлеть их на их же фотокамеру. Что я и сделал, получив попутно приглашение "приезжайте к нам, на Алтай, на Телецкое".
  Возвращаясь к машине, я кинул прощальный взгляд на столь поразивший меня пейзаж и снова пожалел, что не могу постоять здесь ещё хотя бы полчасика. И мы поехали в обратный путь к гостинице, остановившись, чтобы посмотреть на Семеновское озеро - место городского отдыха мурманчан. Посреди озера били вверх струи мощного фонтана, вокруг которого сновали прогулочные лодки и водные велосипеды. Берег же озера был по северному суров - за асфальтовыми дорожками и лавочками, отгороженными от озера невысокой металлической оградой, уходили в воду гладкие каменные лбы, кое-где чуть поросшие травой или ивняком, приютившемся в трещинах. А на подходе к озеру стоял памятник чайке, как мы сначала подумали. Ан, нет! Оказалось - в память первого мэра Мурманска. И ещё один любопытный эпизод приключился, пока мы шли к берегу озера. Двое молодых людей на каких-то немыслимых кривых ходулях прыгали вверх по дорожке в зону отдыха. И все провожали их взглядами. Добравшись до ровного места наверху, они стали прыгать на месте, развлекая проходящую публику. Ещё немного полюбовавшись озером под бьющими из-под собирающихся черных туч лучами и необычным зданием за дальним берегом, очень удачно освещенным и добавляющим красоты пейзажу, мы отправились к машине, чтобы ехать в гостиницу. Проезжая по уже ставшим немного знакомыми улицам Мурманска, мы прощались с городом.
  Ранним утром воскресенья мы стартуем от "Шесть-девять" и, проехав по Кольскому проспекту, выезжаем той же дорогой, которой прибыли сюда. И вновь мелькают за окнами автомобиля, уже в обратном порядке, указатели - Пушной, Кола, Кильдинстрой, Лапландия... До свидания, Мурманск! До свидания! Дорога нас ждет дальняя, ехать надо на одном дыхании, без остановок. И всё же останавливаюсь, в который раз пораженный красотой гор с ещё не растаявшим полностью снегом, под облачным небом, сквозь которое пробивается ярким светом незаходящее июньское солнце. До свидания, горы и Кольский...

 

 

 

 

Фотоальбом: Мурманск