Отчеты

Два дня в Карелии.

фотографии из поездки

    Эту поездку я планировал еще в конце лета. Тогда я просто хотел выбрать дни своего отпуска, которые не удалось отгулять полностью. Да еще мною двигало желание пополнить свой архив фотографиями зимнего Кивача. К сожалению, в связи с постигшими меня финансовыми затруднениями, пришлось ограничиться весьма "бюджетной" поездкой. И, кроме Кивача, я посетил только Кондопогу.
    Выехал я рано утром второго января, по маршруту "Пушкино - МКАД - М10 - Чудово - Зуево - Кириши - Волхов - Иссад - М18 - Гирвас". Первоначально планировал заночевать в Волхове и на следующий день доехать до Гирваса. По раскладу с сайта АвтоТрансИнфо всего на дорогу уходило пятнадцать часов. С учетом зимней дороги и отсутствия у меня должного опыта столь дальних зимних поездок, я запланировал на дорогу не менее двадцати часов. Однако праздники, раннее утро и отсутствие снега на дороге позволили мне достичь Волхова в минимальное расчетное время, около половины второго. Поэтому я только заехал к коллеге по профессии в Волхов пообщаться и договориться о ночлеге уже на обратном пути домой. 
    Из Волхова я выехал в начале четвертого и по правому берегу - на Иссад, что не позволило мне проехать через Старую Ладогу, башни которой я увидел только мельком, в окно автомобиля, на другом берегу реки Волхов. Минут через тридцать я выехал на М18, которая в этих местах была почищена не хуже шоссе Москва - Тверь. Быстро темнело, дорога становилась все более заснеженной и с неба уже слегка посыпало снежком. Скорость движения снижалась и я редко ехал более 80км/ч. Лодейное поле проезжал уже в темноте, на этот раз разобравшись во всех хитросплетениях кольца дорог. Мост через Свирь на сей раз выглядел просто прекрасно, с гладким асфальтом и хорошим освещением. И знак ограничения скорости по мосту поменяли с 10 на 40км/ч.
    Чем ближе становилась Карелия, тем хуже была дорога, местами уже полностью засыпанная снегом. Однако скорость я продолжал поддерживать около 70км/ч. И за несколько километров до границы Карелии получил свое. Слегка замечтавшись и уже предвкушая очередную встречу с Карелией, слишком поздно заметил, что машину заносит влево. Поворот руля вправо вышел слишком резким, к тому же я забыл про педаль газа. В результате легкую машинку также неудержимо поволокло вправо. В самый последний момент я вспомнил про газ и вывернул руль уже влево. Поэтому в снежный бруствер на правой стороне дороги я вошел под острым углом. Это, и еще легкость машинки спасли меня от серьезных неприятностей - "пропахав" около двух метров снежной обочины, машина заглохла, зарывшись в снег по самые фары. До "оверкиля" мне не хватило около двадцати сантиметров.  За то короткое время, что машину носило от одной обочины к другой, я уже почти было решил больше вообще никогда не садиться за руль, однако, придя в себя, понял, что это было бы неправильно. Я вновь завел двигатель, включил аварийные сигналы и выбрался из машины в глубокий снег. Предаться долгим размышлениям на общие темы о судьбе-злодейке и о том, как я буду выбираться из создавшегося положения не пришлось. Тут же возле меня затормозила встречная "четверка". Первыми словами вылезшего из нее водителя были: "А трос-то есть?" Я ответил, делая вид бывалого путешественника, в том смысле, что как же не быть тросу, если я еду в далекие края. Пока цепляли мою машину к "четверке" - подъехал еще и УАЗик - "буханка", а в нем - знакомый водителя "четверки". Я сел в свою машину, водитель УАЗика стал "дирижировать" процессом ("газуй", "руль влево-вправо" и т.п.) и  "четверка" в три приема выдернула мою "ОКУ" из сугроба. Поблагодарив своих спасителей, немного отдышавшись и вспомнив, как стоял около часа на оживленной Ярославке возле Пушкино с тросом в руке и никто и не думал останавливаться, я поехал дальше, уже совсем не быстро.
    После границы Карелии дорога стала немного получше, однако прибавить скорость я теперь побаивался. На посту под Олонцом гаишник, проверяя документы, поинтересовался, где это я "пахал" снег. Я честно ответил ему и, отъехав от поста, остановился посмотреть сам. Номер весь был скрыт под слоем снега. А под капотом, особенно в правой части собрался изрядный запас снега, некий "айсберг", поддерживаемый снизу защитой картера. Сбив снег там, где смог это сделать, я поехал дальше. В Гирвас я приехал уже заполночь,  потратив на дорогу от Волхова около девяти часов!
    На следующий день, выспавшись, как следует, я поехал на Кивач. Солнца не было вовсе и за ночь выпало немного снега. Путь до Кивача был недолог, но последние восемь километров (а именно столько от дороги М18 до ворот Музея Природы) пришлось проделать по снежной дороге. Знак при въезде рекомендовал скорость 40км/ч и был снабжен надписью "по условиям дороги". Навстречу мне попался большой автобус с туристами, который я пропустил, прижав машину к самой обочине. Доехав до знакомой будки со шлагбаумом, за двадцать рублей приобрел входной билет и памятку с правилами. На площадке было довольно много народу и я даже увидел Деда Мороза и Снегурочку, которые развлекали ребятишек. Пока я парковал машину и доставал фотопринадлежности, подъехала еще пара машин. А я отправился знакомым маршрутом - сначала к середине водопада, затем на смотровую площадку. Кое-где можно было спуститься ниже, к самой воде, но другие места, откуда я снимал летом, тонули в глубоком снегу. Закончил съемку я в месте, где водопад начинается. И даже зимой водопад производит впечатление! Пожалеть пришлось только о двух вещах - теплой и сырой погоде и тяжелых серых облаках, через которые не могло пробиться солнце. В "мороз и солнце" фотографии могли бы получиться очень неплохими. После съемки я отправился в здание музея, где поболтал с сотрудницей и оставил в подарок музею одну фотографию, сделанную в октябре. Фотография была принята с благодарностью. Из разговора узнал, что экспозиция вскоре будет обновляться. Был немного удивлен, что по этому маленькому, всего в две комнаты, музею тоже проводятся экскурсии. Еще успел сфотографировать сойку, прилетевшую в кормушку на ветке под окном. Сойка все время отворачивалась, да и съемка через окно дома тоже не добавляет качества фотографиям. Напоследок я сфотографировал сотрудницу, по совместительству - продавца нехитрых сувениров и черного-черного кота на крыльце. После чего и отбыл обратно в Гирвас, поскольку почувствовал недомогание - простыл, видимо, пока лазил в снегу у своей вылетевшей машины. На пути в Гирвас снова пошел снежок, ехал я очень осторожно и, приехав в Гирвас, завалился спать, дабы не заболеть.
    На следующий день была намечена поездка в Кондопогу. Там мне нужно было передать фотографии. Я планировал прибыть туда до одиннадцати утра, чтобы застать на месте адресата, но подвела меня машина, точнее бензин, который я залил на заправке в Березовке. Машина утром завелась с полоборота, на проработала недолго и заглохла. После чего я с полчаса проверял последовательно зажигание и питание. А затем хозяин дома, где я остановился, просто протащил мою машинку своей НИВОЙ. Пятидесяти метров хватило, чтобы завести машину. Но в Кондопогу я опоздал. Почему-то, при своем первом посещении города в далеком 1981 году, мне он показался довольно большим. И я сейчас с удивлением узнал, что город вовсе не так велик. Въехал я в него со стороны нового ледового дворца, построенного директором Кондопожского ЦБК. Затем проехал по улице Пролетарской в центр, где зашел в книжный магазин. Плана Кондопоги, равно как и путеводителя, в магазине не было. А новый атлас Карелии был с теми же ошибками, что и старый, лежавший у меня в машине. Зато я увидел буклетик Успенской церкви. Продавщица объяснила мне, как добраться туда и я поехал посмотреть церковь, по пути навестив вокзал, с которого для меня когда-то началась Карелия.
    Успенская церковь оказалась в двадцати минутах пути от города. Стояла она на высоком берегу покрытого льдом озера, над которым пробивался сквозь облака солнечный свет. За забором, на пути к церкви, располагался небольшой домик смотрителей, на стене которого висела табличка с расценками. Посмотреть церковь стоило десять рублей. В домике был тамбур и небольшая комнатка, где располагается смотритель. Стол, пара стульев, диванчик, телевизор и  два электрообогревателя - вот и все хозяйство. Смотрители дежурят по суткам и в их обязанности также входит очистка от снега дорожки к церкви. Женщина, дежурившая в тот день продала мне билет и повела в церковь. Дверь была закрыта на два замка, а внутри было темно. Смотрительница открывала ставни в церкви, впуская туда дневной свет. Иконы на иконостасе были заклеены бумажками, чтобы не разрушались, а на "небе" не хватало половины фрагментов. Смотрительница рассказала, что иконы стоят так уже семь лет, хотя заклеивали их на три, а фрагменты забрали в Петрозаводск на реставрацию. Деньги на реставрацию (двадцать пять тысяч долларов) выделил в прошлом году какой-то американец. Две новые иконы нарисовала матушка настоятеля церкви, который проводит здесь службы в летнее время. И платят смотрителям мало и денег на содержание выделяют мало и туристы плохо ездят. Близкое соседство церкви с ЦБК тоже не радует - постоянный запах и воду из озера здесь невозможно пить, даже кипяченую. А летом заливчики бывают забиты массой. Сделав несколько снимков в церкви и снаружи, я еще немного побеседовал со смотрительницей в ее домике и отправился обратно. По дороге полюбовался с горки на трубы комбината. В Кондопоге я еще немного поснимал центр и отправился на окраину города - отдавать фотографии, после чего отбыл обратно в Гирвас.
    На следующее утро, часов в одиннадцать, я отправился домой. В этот раз я собирался переночевать в Волхове, тем более, что там меня обещали угостить запеченным ладожским лещом. Поэтому я особенно не торопился, останавливаясь, чтобы сфотографировать все, показавшееся интересным. Где-то недалеко от Олонца встретилось несколько машин, стоящих на дороге. Причиной их остановки стала вылетевшая с дороги "девятка". Когда я остановился, "консилиум" закончился и все поехали дальше. Девятка застряла в снегу прочно и могла быть вытащена только грузовиком, да при помощи хороших тросов. Один трос здесь уже порвали... Поговорив с водителем "девятки" выяснил, что помощь он уже вызвал. Вылетел он из-за грузовика, который почему-то уехал. Траектория вылета была интересной - с правой к левой обочине и снова к правой, но уже в обратную сторону. Машина воткнулась в снег на обочине, в направлении практически обратном тому, в котором ехала! Я дал водителю лопату и мы на пару немного покидали снег, очистив пространство сзади машины. Потом я напоил водителя чаем из термоса и отправился дальше. Оказывается, вылететь с дороги здесь может любой. В Волхов я приехал после семи вечера, немного полюбовавшись из машины стенами и башнями Старой Ладоги, выступавшими из вечерней тьмы. Да, солнце зимой на Севере очень низкое, день короток, а ночь длинна и темна.
    В Волхове я посетил ведомственную АТС, на которой работает мой коллега Роман, и в одиннадцатом часу отправился домой. Ночью прошел снег и дорога до Киришского района была тяжелой - просто две темные колеи в снегу. При появлении встречных машин одну колею приходилось освобождать, съезжая правым колесом в снег. В Киришском районе дорога была вычищена и, видимо, крепко посолена, поскольку под колеса машины летел только мокрый асфальт без всяких следов снега на нем. Временами из-за туч стало появляться солнце и островки голубого неба. Где-то в Глажево я остановил голосовавшим на автобусной остановке женщине с дочерью. Сами они оказались из Питера и приезжали на дачу. А с автобусом что-то напутали и он ушел без них. Так на остановке они простояли около часа и никто не остановил. Просились они до Киришей, до платформы Волхов-Пристань. Но на электричку тоже опоздали и я отвез их до Зуево, что на трассе Москва - Санкт-Петербург. Начало Чудовского района совпало с концом чистой дороги - до самой трассы М10 мы снова ехали по двум узким асфальтовым колеям в снегу. Что еще мне понравилось в Ленинградской и Новгородской областях - так это знаки "скользкая дорога" с табличкой расстояния под ними. В ленинградской области это было 4-5 км, а в Новгородской решили сэкономить на знаках - там всюду красовалась цифра "10". Я специально смотрел по одометру - на этой трассе не было ни одного нескользкого участка - конец одного, отмеченного этими знаками участка, практически точно совпадал с началом следующего!
    Прохожие в Зуево, у которых мы узнали, что поезд из Чудово на Питер будет только часа через три, выразили сомнение, что  моим пассажирам удастся уехать на попутке. Но в канун Рождества чудесам положено случаться. Через три с небольшим часа они позвонили мне на сотовый и рассказали, что через несколько минут, после того, как я их высадил, остановилась фура, в которой водителем был... их сосед по дому. Так что доехали они с относительным комфортом и до самого дома. Вообще, день был богат на замерзших и не очень, голосующих на дороге. Я подвозил и молодого парня - непьющего бомжа, который скитается по России в поисках работы и пропитания, находя их, в основном, в придорожных  деревнях и церквях. И двух женщин с маленьким ребенком, едущих в Едрово, навестить бабушку. Последней я подвозил цыганку, которая по прибытии на место стала говорить о порче, якобы на меня наложенной и о том, что вот у бабушки, которая ее встречает, я смог бы получить средство... и т.д. и т.п. С огромным трудом мне удалось отбиться от всех предложений. Больше я уже никого из голосующих у дороги не подбирал.
    По дороге я еще останавливался у моста через Волхов - уже в Новгородской области. Река почти не замерзла и под мостом проплывали желтоватые льдины, припорошенные снегом. Голубое небо и рассеянный свет солнца сквозь облака у горизонта придавали реке необычайно красивый вид.
    К Твери я подъезжал уже в темноте. И остановился только один раз - сделать фотографию ночного города со светящейся телебашней. Дальше до самой Москвы была хорошая дорога по которой можно было ехать с большой скоростью. Начиная с поселка Завидово, через каждые сто метров у дороги стояли милицейские машины или пешие наряды. Сначала я подумал, что это связано с Рождеством, но потом, где-то в Химках, по встречной полосе пронеслись несколько "членовозов" в сопровождении десятка машин милиции. И хотя нас и разделял барьер, движение по нашей полосе все равно остановили на несколько минут. Потом была МКАД, Ярославка и домой я приехал около одиннадцати вечера.