Отчеты

Экскурсия по Калевале.

    Данный отчет составлен по материалам автобусной экскурсии по зимней Калевале. Приношу свои извинения за сумбурный характер изложения и возможные неточности в названиях, поскольку отчет сделан на основе не слишком хороших диктофонных записей. Мне очень совестно, что не запомнил даже имени нашего экскурсовода, проведшей, на мой взгляд, прекрасную экскурсию. Надеюсь, рано или поздно, я смогу восполнить этот пробел.

Фотогалерея Экскурсия по Калевале

 

Наш экскурсовод

    Согласно данным последней переписи населения, в райцентре Калевала проживает около пяти тысяч человек, а всего в Калевальском районе – около одиннадцати тысяч человек. Площадь района составляет около 17.000 кв. км – в основном, это леса, уже изрядно вырубленные, болота, озера и реки. Район этот малонаселен и около половины его обитателей проживают в Калевале. Название свое поселок получил в 1963 году, в честь одноименного эпоса. До этого времени он носил имя Ухтуа. Однако, в 1963 году Калевальский район был упразднен и введен в состав другого района. Для того, чтобы сохранить имя Калевалы, и был переименован поселок.
    Существуют несколько версий о происхождении старого названия Ухтуа. По одной из них, прибывшие первыми на берега озера, были настолько очарованы красотой здешних мест, что с уст их сорвались слова: «Ух, та!». По другой, более научной версии, Ух (ох) – в разных финно-угорских языках означает – «белый, чистый», а Та (ти) – «вода, озеро». Таким образом, Ухтуа – это «белая вода», «чистое озеро».
    В центре поселка находятся дом культуры, построенный в 1980 году и автобусная станция, откуда уходят автобусы на Кемь. А рядом – ничем не примечательный на первый взгляд парк, ранее называвшийся парком культуры и отдыха. На самом деле, это – первое в поселке кладбище, располагавшееся в начале прошлого века на краю деревни. В 30-е годы местные комсомольцы, по заданию свыше сравняли кладбище с землей и создали парк. Ниже парка на берегу озера было место для купания, и долгое время после уничтожения кладбища люди находили на подмываемом водой берегу разные золотые и серебряные украшения и крестики. Историческая справедливость восторжествовала в 90-х годах, когда место летних празднеств было перенесено к сосне Лённрота, а на место, где был парк, стало называться священной рощей, в которой на берегу озера был установлен поклонный крест, а неподалеку от дороги - камень с памятной табличкой, напоминающей о партизанах севера Карелии в последней войне. Следует сказать, что проводимые в парке летние праздники (как правило – в третье воскресенье июня), что практически каждый год природа препятствовала проведению танцев и гуляний на костях предков – в эти дни шли дожди, иногда случались грозы. Ныне гражданское кладбище находится на выезде из поселка.
   
Длинное синее одноэтажное здание слева – это типография, где до 2005 года выходили две газеты – на финском и русском языках, а сейчас – только одна, на русском. С правой стороны – здание районной администрации, рядом – почта и телеграф. Это – центр поселка и здесь, от центрального перекрестка, можно проехать в часть поселка, называемую Ликопяа. У каждой части Калевалы имеется свое историческое название. Этим названиям уже много веков, и, если спросить у местного жителя, где он живет, то, помимо улицы, он назовет и название территории. Помимо Ликопяа – это Ламбина, Рюхья, Купонсуа и Иссакала. Эти пять исторических названий еще очень активно бытуют в обиходе местных жителей.
    Дорога на Ликопяа выходит на берег озера, к поклонному кресту. У этого поклонного креста карелы, уходившие на рыбалку на озеро, крестились и просили у бога и у стихий хорошей погоды, удачной рыбалки.… По возвращении принято было оставлять у креста в дар камешки или какие-нибудь мелкие дары.
    Немного поодаль от поклонного креста стоит высохший и обрубленный ствол дерева. Это самая главная достопримечательность Калевалы – сосна Лённрота. Эллиас Лённрот – финский врач, ученый, доктор, собиратель карельских рун (напевных стихов), из которых, собственно, и состоит карело-финский народный эпос «Калевала». По преданию, именно под этой сосной, росшей тогда на берегу озера, Лённрот, во время своих приходов в Ухтуа, слушал местных рунопевцев и записывал руны. В Ухтуа Лённрот был трижды.
    Здесь же, рядом, находится новая православная церковь, где служит отец Павел, приехавший сюда из южной Карелии. Хотя церковь и небольшая по размерам, народу сюда ходит довольно много. Изначально, в середине 90-х планировалось устройство только часовни, но затем было принято решение о строительстве церкви. Из-за отсутствия достаточных средств и была обустроена небольшая церковь. В православной церкви работает воскресная школа, проводятся все службы. Кроме православной, в Калевале имеются еще лютеранская церковь и церковь пятидесятников. Первой в начале 90-х была построена церковь пятидесятников, в 98-м – православная, и в 2000-м лютеранская церковь. Строительство церкви пятидесятников и лютеранской церкви осуществлялось с помощью финских спонсоров. Финская сторона приняла участие и в обустройстве православной церкви – иконостас церкви был привезен из Финляндии, со Старого Валаама, летом 2005 года. И колокол для Ухтинской церкви был отлит в Финляндии и подарен церкви.
    Далее дорога приводит в Ликопяа – самую старую часть деревни, откуда и начиналась Ухтуа. И раньше, когда улиц еще не было, деревня делилась по районам. В Ликопяа – одноэтажные деревянные дома. А вот в ХIХ – начале ХХ века, здесь располагались дома карел, занимавшихся коробейничеством (разносной торговлей). Поселение Ухтуа было одним из самых зажиточных в северной, беломорской Карелии. Богатым его назвать было нельзя, но торговля с соседней Финляндией спасала положение – из Ухтуа, Кестеньги и других деревень уходили торговать сотни людей. Производств тогда здесь не было никаких, лесоразработки только начинались. Мужчины собирались в конце октября и собирали товар, который пользовался спросом в финских деревнях – меха, соль, вязанные шерстяные изделия, много холста и полотен. В отличие от шведских купцов, торговавших в Финляндии, карельские коробейники держали меньшую цену, и весь их товар расходился практически полностью. Так, обмундирование для армии финского города Каролина, покупалось у Ухтинских коробейников.
    Улица Вяйнемёйнена (одного из главных героев Кавлевалы) идет вдоль озера Среднее Куйтто. В этом озере-кормильце ловят рыбу и зимой, и весной и летом. Ловятся в озере щука и окунь, есть и красная рыба.Дом № 35 по улице Вяйнемёйнена – это бывший амбар крестьянина Яманена. Когда Лённрот приезжал в Ухтуа в 1834-36 годах, он однажды останавливался в усадьбе этого крестьянина. Сам дом не сохранился, а остался только амбар, которому более двухсот лет. Пожалуй, этот амбар – единственное здание в Калевале, которое можно прочно связать с именем Лённрота. В двадцатые годы ХХ века, во время разрухи, из этого амбара был сделан «временный» дом для одной из семей. И в этом статусе он сохранился до наших дней. К сожалению, до нашего времени «дожило» немного старых домов. Во время последней войны, при бомбежках, было разрушено немало старинных калевальских домов и Ухтинская церковь.
    Ошибкой было бы считать, что когда-то Калевала принадлежала Финляндии. Вначале это были Новгородские земли, а затем они стали Московскими. За эту территорию всегда велась борьба, но отдаленность и отсутствие дорог (местные деревни соединялись между собой лесными тропами, а зимой можно было пройти только на лыжах) мешали противоборствующим сторонам. Современная дорога от Кеми до Калевалы была построена в тридцатых годах ХХ века.
    Из Ликопяа нижняя дорога ведет в район Кармушниеми, а верхняя – на мыс Кармушниеми – очень красивое место, которое обязательно следует посетить летом. Старое деревянное здание – бывший бондарный цех, где некогда изготавливали бочки для собираемой в этих краях сосновой смолы – живицы.
    Вновь возвращаемся в центр, уже по улице Марии Михеевой. Улица названа в честь представительницы предпоследнего поколения рунопевцев, исполнявшей руны в тридцатых-пятидесятых годах ХХ столетия. За ней было записано много рун, сказок, пословиц и поговорок. На доме, где проживала Мария Михеева, установлена памятная мраморная доска.
    Ныне Калевала – поселение городского типа, состоящее в основном из одноэтажных деревянных домов с печным отоплением. Рядом со многими домами стоят небольшие деревянные строения, похожие на автобусные остановки. Сюда люди выставляют бочки или бидоны для… привозной воды. Воду привозят три раза в неделю. (А ведь озеро – рядом…) Бочки и бидоны должны быть подписаны – чтобы водитель водовозки случайно не налил бы воды неплательщикам. В части домов есть свои собственные колодцы. В ближайшее время из района Кармушниеми сюда протянут водопровод, на который из республиканского бюджета выделены деньги.
    Бывшие совхозные поля, ныне поделенные на участки под будущую застройку. Это – одно из мест, где археологами были найдены следы древнего поселения, существовавшего еще в каменном веке. А первое упоминание об Ухтуа – относится к 1572 году. Там говорится о том, что в устье реки Ухта есть поселение под названием Куйтто-озеро.
    Церковь пятидесятников существует в Калевале с 1996 года. Первые проповедники пришли сюда из Финляндии в начале 90-х, после открытия границ. Матти Юнсонен, родом из Ухтуа, во время войны чудесным образом спасся и дал себе обет построить там церковь, что и было выполнено в 90-х годах. Приход – шестьдесят человек местных, также приезжают люди из других мест. В церкви находится бассейн для крещения неофитов. Каждое воскресение в церкви проводятся собрания, воскресная школа для детей – по субботам.
   
Дорога пересекает «бесполезный канал», построенный в 70-х годах прошлого века. История его такова. Когда было принято решение строить Юшкозерскую ГЭС, ленинградские проектировщики посчитали, что многие прибрежные дома могут быть затоплены. Поэтому многие дома стали переносить, а русло реки Ухты повернули в другом направлении, так, чтобы она впадала в озеро Среднее Куйтто, как раз через упомянутый канал. Но по окончании строительства ни один из домов не был затоплен.
    В Калевале четыре детских сада и в двух из них есть специальные небольшие группы в 10-15 детей. Эти группы называются языковыми, и общение воспитателей с детьми в течение дня осуществляется на карельском языке. Таким образом, дети, пойдя в школу уже хорошо понимают и говорят на карельском языке.
    Центр – детская библиотека, контора, райпо, банк, военкомат. Историческое здание синего цвета  (на реставрации – рабочие уже сняли балкон) – дом Ноберга. Построен в 1926 году для Ухтинского исполкома. Когда-то это здание венчала башня. А известно оно тем, что в 1941 году с несуществующего теперь балкона выступал герой гражданской войны Тойво Анттикайнен. В разные годы здесь находились исполком и РОВД. А после реставрации в здании планируется организовать музей, национальную музыкальную школу и центр ремесел.  Все это будет называться «Дом Калевалы».
    Центральный район называется Иссакала. Рядом с Иссакала-ламбиной – бойкое торговое место. И если когда-то ухтинские коробейники ходили в Финляндию, то теперь уже в Калевалу приезжают «коробейники» из Белоруссии.
   
Улица Ленина (Калевалы не коснулось всеобщее поветрие переименований и сноса памятников). Два здания роддома – старое, коричневое и новое, зеленое, построенное в рамках того же проекта, в котором построены православная церковь и детская консультация. Новое здание роддома вполне современно и приезжающие туда на экскурсию специалисты оценивают его очень высоко.  За этим зданием находится старая больница, поныне действующая. Здание это было построено в конце 20-х годов, и в нем располагалась Ухтинская средняя школа, впоследствии переоборудованная в больницу.
    Сюда, в Калевалу, приезжали и приезжают многие финские исследователи – фотографировать ландшафты, записывать обряды. Объединяет финнов и калевальских карел язык, который очень похож. Если в южно-карельском диалекте ощутимо влияние русского языка, то язык севера Карелии гораздо ближе к финскому.
    Братская могила была реконструирована в предзнаменовании шестидесятилетия Победы. Первые захоронения были здесь сделаны в 1919 году – в гражданскую. А затем здесь хоронили погибших в Великой Отечественной.
    Еще один район Калевалы – Заламбина (Ламбинпохья). Сюда мы въезжаем по дороге, которая ведет на запад, в Костомукшу. В последние несколько лет эта дорога была значительно улучшена, построены новые мосты. Заламбина – самый экологически чистый район Калевалы.
    Основная промышленность в Калевале – лесозаготовительная. Валкой леса и вывозом занимаются многие фирмы, в том числе, и ИКЕЯ. Вначале ИКЕЯ планировала построить здесь мебельную фабрику, но в последний момент строительство было перенесено в Костомукшу. Хотя фирма произвела частичный ремонт дорог в Калевале.
    Есть в Калевале и аэропорт, ныне не работающий. Последние регулярные рейсы сюда закончились в середине 90-х. Однако структуры аэропорта сохранены и используются летом пожарной авиацией.
    Вот еще один сохранившийся старинный дом, которому чуть больше трехсот лет. В одной половине дома живут его нынешние хозяева, а вторая часть, старинная и не отапливаемая, выкуплена фондом культуры. Внутри дом представляет собой одну большую комнату, с большой печью у двери и высоким подпольем, вход в которое со стороны печи и выполнен в виде шкафа. Вдоль стен стоят деревянные лавки. Есть и стол. Пот трем стенам – небольшие застекленные окна, по нескольку на каждой стене.
    Краеведческий музей Калевалы расположен на втором этаже здания местного универмага. Часть экспозиции занимают фотографии, выполненные в ХIХ – XX веках. На фотографиях запечатлены портреты местных жителей, обряды, природа, народные праздники, дома и их внутреннее устройство и сооружения. Есть экспонаты времен развитого социализма – переходящая красное знамя и школьная форма. Чучело и шкура медведя, голова кабана. Предметы быта и орудия труда. К сожалению, музейная коллекция пополняется небыстро и трудно.