Отчеты

Фотогалереи к отчету:  Дороги  Люди  Природа

Поездка в Заполярье.

    Прошло два года с предыдущей поездки в Зеленоборский, которая запомнилась множеством разных приключений. В этот раз я ехал туда в компании Юрия, стартовавшего днем ранее. Мой выезд состоялся позже по причине совмещения Крыма и Заполярья в одном отпуске. Из Крыма мы вернулись поздно вечером, а утром мне пришлось собирать вещи в поездку, так что выехать удалось только около одиннадцати часов утра. Сама дорога ничем интересным для меня отмечена не была. Останавливался я крайне редко и старался держать высокую скорость. При проезде больших городов звонил Юрию, который был немного удивлен скоростью моего продвижения. На этот раз объезды Ярославля и Вологды трудностей не вызвали. 
    За Вологдой дорога стала довольно пустынной, что позволяло держать высокую скорость. На заправке в Липином Бору было уже темно и всю дальнейшую дорогу до Медвежьегорска я проделал в ночной темноте. Небольшой кусок грейдера под Вытегрой, небыстрый проезд через ночной город - небыстрый, дабы не пропустить нужный указатель.  После выезда из Вытегры я поехал по дороге на Пудож. На этой дороге машина дважды влетала в ямы, сначала правым, а, через несколько километров, и левым колесом. Для левого колеса удар оказался фатальным - после удара погнулся диск и воздух стал утекать из-под покрышки. К сожалению, я заметил это слишком поздно, услышав шлепки резины по асфальту сквозь открытое на короткое время окно. Вначале я накачал колесо в темноте, а затем, посветив на него фонариком, понял, что его нужно выбрасывать. Вся поверхность покрышки была покрыта "флюсами". Сменив колесо, далее я поехал осторожнее, напряженно вглядываясь в черно-серую ленту дороги. Мне пришлось преодолевать также и разбитый грейдер недалеко от границы Карелии - объезд строящейся дороги. Здесь я ехал со скоростью около сорока километров в час. Ближе к Пудожу начала уже сказываться усталость от долгой дороги и ночной езды. Однако, после Пудожа, где я заправил машину на заправке при выезде из города и "заправился" сам - шоколадкой и бутылочкой кока-колы, пришло "второе дыхание", и до Медвежьегорска я долетел бодро и быстро. Проехав ночной город, я остановился у заправки рядом с мурманским шоссе - усталость уже брала свое в эти предутренние часы. Прикинув время, необходимое для того, чтобы добраться до Сегежи, где ждал меня Юрий, я насчитал пару часов, которые можно было выделить для сна. Начавши  обустраивать на пассажирское сидение ОКИ для сна, я обнаружил отсутствие спальника, в котором можно было бы с комфортом выспаться в машине. А спальник остался дома. Дело в том, что я долго колебался, что взять с собой - теплое одеяло или спальник. Выбор был сделан в пользу последнего, и, в результате, я не взял ни того, ни другого. Вот и пришлось мне несколько раз заводить двигатель и прогревать машину, которая очень быстро остывала. Выспаться мне все же удалось и я отправился в Сегежу, на встречу с Юрием. На подъезде к Сегеже я позвонил Юрию по сотовому, и он рассказал мне, как добраться до гостиницы. В результате я повторил весь вчерашний маршрут Юрия, включая и его ошибки. Несколько раз мне приходилось звонить и уточнять дорогу. И все же я смог добраться до гостиницы, на крыльце которой меня и встретил Юрий. Там я привел себя в порядок, умылся и перекусил, и  очередная совместная авантюра взяла свой старт.
    Ехали мы довольно быстро и с малым количеством остановок - только для заправки в Пушном и в Лоухах. Были и еще остановки -  на границе Карелии и Мурманской области, отмеченной стелой, и у  другой стелы, установленной у дороги в месте, где ее пересекает Полярный Круг. Да еще где-то неподалеку от Полярного Круга мы пропылили по участку ремонтируемой и изрядно разбитой дороги. Но любая дорога кончается - и где-то около двух часов дня мы приехали в Зеленоборский. Оказалось, что Юрий впервые забрался так далеко на Русский Север. 
    В Зеленоборском мы встретились с Володей (о нем я рассказывал в отчете Северная "сага"(2003)). По его словам, идти на озера нам предстояло на двух лодках, причем в "водители" второй лодки он почему-то назначил меня. Мне этот план сразу же показался невыполнимым - к лодкам и моторам я не имел никакого отношения, да и вести лодку среди невидимых коряг и затаившихся под поверхностью воды камней - удовольствие ниже среднего. Был перед нашим приездом вариант с приглашением четвертого участника из местных, но он, незадолго до нашего приезда, получил крайне интересное предложение работы, от которого не стоило отказываться. После того, как Володей была объявлена "диспозиция" начались разъезды на машинах по Зеленоборскому и соседним поселкам - приобретение недостающих продуктов,  бензина для лодок, доставка вещей в лодочные гаражи, один из которых принадлежал Володиной маме и находился в поселке, отстоящем от Зеленоборского на несколько километров. Посетили мы и Володину дачу, похожую на небольшой средневековый  замок. Поднялись на одну из его башен, откуда виден был Терский берег Кольского полуострова, посмотрели обустройство дома и каминный зал.  
    Юрину Хонду было решено оставить под окнами дома Володиной мамы, ОКА же оставалась стоять у Володиного дома. Вещи из Хонды были перенесены в лодочный гараж по узкой и скользкой дорожке вдоль озера, Юрий остался там, а мы с Володей поехали к его гаражу - укладывать мои и его вещи и выводить лодку. Светлого времени оставалось не так много и мы быстро покидали вещи в лодку, спустили ее из гаража на воду и вышли на открытую воду. После прохождения под железнодорожным мостом я осмотрелся в лодке и не увидел своих удочек-спиннингов, сложенных в один чехол, о чем и сообщил Володе. Мы вновь повернули назад, а я начал скрупулезные поиски в лодке. Через несколько минут удочки нашлись под ворохом старых телогреек, брошенных на дно и мы вновь пошли вперед. Подъехав к гаражам, Володя не обнаружил выведенной вторую лодку и, поручив мне держать первую лодку с помощью весел, отправился в гараж.
сначала выводили  вторую лодку, потом ее мотор долго не заводился. Ветер был сильным и первую лодку, несмотря на все мои усилия, снесло прямо к другим гаражам - на камни, о которые она начала биться бортом. Все что мне оставалось сделать - это выйти из лодки в воду и удерживать ее руками от ударов о камни. Во время борьбы с лодкой я набрал воду в оба сапога. Видя, что дойти засветло мы не успеем, а ветер и не думает утихать, Володя принял решение о переносе отправления на завтра. Вторую лодку снова загнали в гараж, Юрий отправился домой к Володиной маме, а мы с Володей отправились ставить лодку в его гараж. В гараже, уже в полной темноте, я успешно рассек себе лоб о трос, а лодку мы поднимали в гараж  воротом с огромным трудом. После я съездил за Юрием, и мы заночевали у Володи дома, немного посидев с хозяевами на кухне. Тогда же и было принято решение найти четвертого - того, кто поведет вторую лодку по Княжегубским просторам  и пройдет между скрытых водой камней и коряг.
   Поутру четвертый был найден после недолгих поисков. Как выяснилось потом, выбор был не самый лучший, но другого в тот раз дано не было - один из двух кандидатов серьезно заболел. А до этого момента я успел позлить не выспавшегося Юрия мелодией своего сотового телефона. В качестве будильника у меня выбран один из бодрых немецких народных мотивчиков - незаменимое средство для подъема спящих! Утро прошло в недолгих сборах и вскоре мы встретились с Сергеем - четвертым нашим сотоварищем. После, во время общения с ним в лодке и на озерах, мне вспоминалась реклама: "Пока я кофе не выпью - я не человек"... Только слово "кофе" в слогане органично менялось на слово "водка". На сей раз в лодке с Володей был Юрий, а я отправлялся с Сергеем. Володя привел свою
лодку ко второму гаражу, где мы его уже ждали. У Сергея не хватало сил ни завести мотор, ни держать лодку на месте. Со вторым справился я, а заводить мотор пришлось Володе, после чего он осуществил замечательный прыжок из одной идущей по воде лодки в другую. Наша дорога на озера началась. Несмотря на свое состояние Сергей вел лодку уверено, так, что я вспомнил шоферов, не могущих стоять на ногах, но, все же, ведущих машину.  После чего относительно успокоился...
    Волнение было не сильным, хотя небо застилала пелена легких белых облаков, через которые солнце виделось желтоватым расплывчатым кругом. Когда мы вышли на Широкое, лодка стала срывать края волн, расплескивая серебряные брызги вдоль бортов. Жизнь была прекрасна - я снова ехал на свидание с заполярными озерами, вновь видел широкий водный простор и все еще зеленый лес на далеких берегах. Путешествие к избушке, скрытой в лесу на высоком берегу одного из многочисленных заливов, прошло без приключений. Прибыв на место, мы перетаскали вещи из лодок в избушку, разложили спальные принадлежности на нарах  и немного перекусили. Затем Володя с Сергеем остались, чтобы подготовить снасти и выйти на установку сетей, а мы с Юрием отправились на лодке посмотреть окрестности озера. Юрий удобно устроился пассажиром-фотографом, я же с удовольствием выполнял обязанности гребца. Мы решили не пользоваться мотором, учитывая наше неумение управляться с лодкой в условиях мелководья, огромных подводных камней и невидимых коварных коряг. Погода улучшилась, вода ярко синела под выглянувшим солнцем, а по небу летели чистые белые облака. Было тепло, даже слишком тепло для этого времени года - осень явно задержалась неведомо где...
    Я вывел лодку из залива и направил ее вдаль, мимо островов, которые неоднократно фотографировал во время прошлой своей поездки. Юрий попросил меня подвести лодку к одному из совсем маленьких, не более двадцати квадратных метров, островков. Островок представлял собой гряду из разнокалиберных валунов, обрамленную слегка пожелтевшей уже осокой, купающейся в ярко-синей воде. Центр островка был украшен высохшей березкой с сохранившейся ажурной кроной и пока еще зеленым кустарником.. Самый большой валун гряды, составлявший около трети острова, был покрыт зеленым ковром из мха, по которому многочисленными красными каплями расплескались  ягоды брусники. Не пристать к этому островку мы просто не смогли. Я высадил Юрия, а сам объехал вокруг на лодке, делая фотографии. Затем вернулся к острову и ступил на его камни, привязав лодку к высохшей березе, чьи белые корни обвили камень, над которым она выросла. Потом я устроился на моховом ковре под лучами солнца и снимал кустики брусники, то приближая объектив к самой кисти красных ягод, то отводя немного подальше. А сделав с десяток снимков отдал должное и самой ягоде - чуть горьковатой, но все же очень вкусной. Юрий тем временем увлеченно фотографировал и березку, и камни, и сам остров и воду вокруг него, забредая в своих высоких болотных сапогах чуть ли  не по пояс в воду. Уж очень ему понравилось место. Наконец, случилось то, что и должно было произойти - увлекшись очередным выбором ракурса, Юрий зачерпнул порцию воды в сапог. После чего мы провели на острове еще с полчаса, пока Юрий сушился. Перед отходом с острова, Юрий соорудил на краю островка сейд из небольших камней, создав, возможно, еще одну северную "археологическую загадку" для туристов.
    Недалеко от островка возвышался камень-"пирамида" - любимое место окрестных чаек, судя по обильно политой белой субстанцией вершине "пирамиды". На вершине камня, явно позируя для нас, восседала чайка. Иногда она срывалась с камня и облетала вокруг острова, снова возвращаясь на насиженное место. Наверное, ей было любопытно поглядеть на странных людей, которые не стреляли из ружей, не ловили рыбу сетями и не мчались мимо ее владений на моторных лодках. Я сделал несколько снимков с островка, "наездом", а Юрий решил сделать несколько снимков, приблизившись как можно ближе к камню. Мы сели в лодку и я начал "подкрадываться" к чайке, осторожно загребая веслами и следуя Юриным командам - "левее... правее..". Когда до камня осталось несколько метров, чайка недовольно сорвалась с него и, заложив большой вираж, улетела вдаль. А мы отправились обратно к избушке.
    Вернувшись, мы насобирали дров на ночь, выпили и перекусили и, разместивши спальные принадлежности на нарах, уже в темноте затопили печку в избушке. Но забраться на нары мне не пришлось - кто-то неплотно закрыл дверцу печки и избушка заполнилась дымом. В результате я сидел на порожке, пока избушка проветривалась и участвовал в лениво текущем разговоре на какие-то глобальные темы. Затем проснулся Сергей и вышел мимо меня на улицу. Разговор продлился еще некоторое время, а потом я забеспокоился, вспомнив, что Сергей ушел уже давно и столько времени в темном лесу ему нечего было делать. Посветив фонарем, мы обнаружили бесчувственное тело в нескольких метрах от избушки. С трудом нам удалось водрузить Сергея на нары. А избушка тем временем проветрилась. Вскоре мы улеглись спать. даже небольшое количество дров обеспечило избушку теплом до утра.
    Уже вечером стало ясно что погода портится. А утро встретило нас серым небом и периодически накрапывающим неторопливым северным осенним дождиком. Володя и Сергей проверили сети и привезли пойманную рыбу. Юрий взялся исполнить обязанности шеф-повара и сварить уху. Впрочем, на мой взгляд, в этом занятии он был скорее шефом, чем поваром. Так или иначе, была почищена рыба и картошка, костер давал достаточно жару и Юрий с Володей священнодействовали над котелком. Вскоре процесс был окончен и пришла пора накрывать на стол. И стол у нас оказался на славу! Уха из свежей рыбы, сваренная особым способом, бутылка хорошего крымского портвейна, дары природы и даже баночка черной икры, которую Юрий достал из своих "закромов". И хотя икра и оказалась "Ладожской", а дождик накрапывал, все это не омрачило праздника чревоугодия. После обеда у нас с Юрием начало формироваться желание уехать уже сегодняшним вечером, благо нудный дождик и медленно ползущие по небу серые облака не предвещали сильного ветра. Однако, я хотел все же реализовать два своих желания - половить рыбу самому и дать возможность это сделать Юрию. Второе пришлось отложить до лучших времен - Юрий, надышавшись воздухом Заполярья, предпочел остаться и подремать, а также проследить за тем, чтобы наши сотоварищи остались в приемлемой для обратной дороги форме. Володя отбуксировал меня на одно из рыбных мест, а сам вернулся обратно, сказав, что заберет меня через несколько часов. По пути на место над нами пролетела пара белых лебедей, однако, я слишком завозился, доставая фотоаппарат, и смог сделать только один снимок, да и тот слишком расплывчатый. Рыбное место представляло собой обширное водное пространство, ограниченное материковой сушей и целым рядом островов и островков. Над поверхностью воды здесь повсюду были видны наклоненные верхушки когда-то затонувших деревьев, возвышающиеся над водой на тридцать-сорок сантиметров. К одному из таких деревьев я и привязал лодку после того, как Володя отбыл к избушке. Взятый у Юры эхолот показывал глубину, большую пяти метров, и полное отсутствие рыбы. Мелкий и нудный северный дождик то затихал, то вновь начинал стучать по днищу лодки и моему прорезиненному рыбацкому плащу. 
   
Наживив на крючок червя, я закинул короткую бортовую удочку и подождал несколько минут. Клева не было. Тогда  я отвязал лодку и принялся полосовать спиннингом воду во всех направлениях, предоставив лодку на волю ветра и волн. И вновь неудача! Выбрав другую корягу, я подплыл к ней и вновь привязал лодку. Снова забросил удочку, и через пару минут я вновь испытал забытое уже чувство,  вытаскивая первого окунька, размером чуть меньше ладони, который, тем не менее отчаянно сопротивлялся. Жизнь продолжалась! Клев был недолгим и вскоре поплавок вновь торчал из воды, слегка колеблемый ветром и легкой волной. Не отвязывая лодки, я вновь достал спиннинг. Первый же заброс подарил мне небольшую щучку, которую я так и не смог затащить в лодку. Она сошла у самого борта, когда я уже вытащил ее на воздух. Следующий десяток  забросов результата не принес. Зато опять начался клев и снова он был недолог. Так, чередуя забросы спиннинга с ловлей на бортовую удочку, я провел пару часов. За это время я наловил около десятка окуней, похожих на первого, а также упустил еще одну щучку - возможно ту же самую, что зацепил первым забросом. На сей раз она ушла практически из лодки, когда я готовился уже схватить ее рукой. Вскоре дождь усилился и клевать стало лучше - я поймал несколько относительно крупных сорог и окунь пошел побольше. Однако, счастье мое было недолгим - я услышал лодку, а потом и увидел ее. Правда, Володя подарил мне еще около получаса чудесной рыбалки, поехав снимать сети. Затем он вернулся с уловом - несколькими большими окунями и мы отправились к избушке. У избушки Володя засолил в ведре пойманную мной рыбу. На вопрос, что же использовать вместо гнета, ответил, что и так все будет нормально. А по возвращении домой мне следует только немного вымочить рыбу в воде, перед тем, как вывешивать ее вялится. Что я впоследствии и сделал. Вяленая рыба вышла неплохой. Потом мы собрали вещи и грустно сидели в избушке и около, ожидая, когда закончится дождик.
Юра, к сожалению, не вполне справился с "тренерскими" обязанностями и Сергей оказался совершенно не в форме ко времени отбытия. Мне снова были предложены обязанности капитана, от которых я снова отказался, памятуя о "водительском феномене". И верно, хотя Сергея пришлось в лодку заносить, а мотор снова заводил Володя, с управлением лодки Сергей справился вполне удовлетворительно. Хотя и несколько бесшабашно - при проходе лодки над лудами только чудо, на мой взгляд, не позволило рассадить днище об огромные валуны. А вот второй лодке повезло гораздо меньше - Володя, глядя больше назад, на маневры нашей лодки, наскочил-таки на камень перед выходом на Широкое. Как выяснилось позже - его лодка получила небольшую пробоину в носовой части. И хотя я упрашивал Сергея держаться за второй лодкой, он вел свою партию и рулил туда, куда считал нужным. Когда же я стал проявлять большую настойчивость, он сказал, что передаст управление мне, а сам заляжет отдыхать. Я предпочел больше не настаивать. Попутно Сергей рассказывал мне о том, что он знает окрестные места, как свои пять пальцев, о том, как он тонул осенью вот на этом месте, а потом, выбравшись из воды, шел пешком в поселок. Когда на его вопрос я честно ответил, что мне страшно тонуть, он сказал: "А чего тут страшного - утонул, и все". Ветер был несильным, но облака стали потихоньку рассеиваться, открывая коричневато-желтые краски вечернего неба. Местами под облаками размытыми хвостами опускался к воде туман, затягивая на время пеленой дальние берега.
    Так или иначе, мы вскоре вышли на предпоследнее озеро и увидели вдали огоньки поселка и чернеющие на берегу гаражи. Потихоньку начало темнеть, но второй лодки не было видно. Мы заложили большой круг по озеру и в накатывающейся тьме увидели, наконец, идущую лодку. Вскоре, обойдя большим виражом огромную подводную скалу посередине озера, мы подходили к лодочным гаражам. Самым трудным оказалось пересадить Сергея из одной лодки в другую, но и с этой задачей мы справились. Мы с Юрой быстро перетаскали вещи из лодки на берег, а затем в дом Володиной мамы, откуда на ОКЕ отправились к Володе - помогать затаскивать лодку. Все делалось в полной темноте, на ощупь. Правда, трос лбом я больше не задел, зато вдоволь покрутил ручку лебедки, помогая затаскивать лодку в гараж. По пути я подвез немного Сергея, с которым и расстался у Володиного дома.
    Затем были теплая квартира, горячий ужин, песни под гитару, чай и разговоры. Поутру, выспавшись как следует, мы с Юрой отправились вновь к Володиной маме - собираться в обратный путь. Все-таки, жители небольших поселков, затерянных среди больших просторов, очень гостеприимны, в отличие от нас, живущих в  мегаполисах  и рядом с ними. Так что, несмотря на загруженность машин, нам пришлось взять еще и дополнительный груз в виде соленых груздей (м-м-м!) и брусники, а также морошкового варения.
    В результате, нам пришлось ехать не останавливаясь до Кондопоги,  где мы заночевали в отеле "Вояж". Впрочем, об обратной дороге хорошо написано моим напарником в той поездке - Yuricon'ом (см. форум "Отчеты" на сайте www.k2000.ru  - сага в 4-х частях). Я лишь отмечу здесь основные моменты обратного пути. В Петрозаводске мы посетили Центр культурных инициатив, где попили чаю и душевно поговорили. Заехали в магазин, где приобрели Карельский бальзам. На выезде из Петрозаводска ОКА зарычала, как небольшой танк - разъединились трубы глушителя. Благо сервис оказался рядом, а его работник согласился поправить положение прямо на улице, поскольку на въезде в сервис велись раскопки, и отнюдь не археологические. Каким же было мое удивление, когда, после сорока минут работы оказалось, что механик даже денег не хочет брать, мотивируя тем, что  хорошо сделать нельзя - заводской дефект. С огромным трудом удалось вручить ему сто рублей.
    Далее - был шторм с ужасным, стеной, ливнем на участке Петрозаводск - Олонец, а затем, до поворота на старую Ладогу, при ясной и солнечной погоде, дул сильнейший порывистый ветер, грозивший сбросить легкую ОКУ с дороги. Проехав мост через Свирь в Лодейном Поле, я остановился и сделал несколько снимков, запечатлев гнувшиеся под ветром березы, белые буруны на голубой воде Свири, уносимую ветром вдоль по реке стаю ворон... Запомнилась и ГЭС в Волхове, и яркие трубы Киришского завода, и закат при выезде на Ленинградское шоссе в Зуево. А потом я догонял позвонившего Юру, чтобы успеть ухватить место в гостинице в Новгороде. И ужасный проезд через вечерний Новгород, на хвосте у Юриной Хонды, когда я, проехав, как мне показалось, на красный свет (светофор я заметил лишь в зеркале заднего вида), уворачивался от автобуса и еще чего-то большого.
    Затем была ночевка в гостинице, посещение моего знакомого в Новгороде, старт и долгая дорога домой, полная фурами и гаишниками. И вкусные пирожки с капустой в Крестцах с чаем из самовара , и прекрасный суп харчо в Бахмаре. Расстались мы с Юрой на заправке ЕР, где-то близко к Москве.
    Очередное путешествие завершилось благополучно.